Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
Спрос на свежую рыбу и морепродукты на рынке растет, и рыбная отрасль сталкивается с важным вопросом: как доставить скоропортящийся товар на полки магазинов без предварительной заморозки. Обсудить эту проблему предложила компания-авиаперевозчик «Волга-Днепр», которая уже доставляет подобную продукцию в Китай.
Актуальные вопросы логистики рыбного скоропорта стороны обсудили на встрече с авиакомпанией «Волга-Днепр», которая прошла в рамках Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia 17 сентября в Санкт-Петербурге. На встрече выступили представители бизнеса, администрации и отраслевых союзов: заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, директор по производству авиакомпании «Волга-Днепр» Игорь Захаров, министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский, зам. председателя Рыбного Союза Сергей Гудков, генеральный директор ООО «Медиапарк» (рынок «Москва на Волне») Леонид Ким и генеральный директор ООО «Волга-Тракс» Игорь Сундуков.
Спикеры обсудили вопросы развитие логистики рыбного скоропорта в России и его значимость для экспорта, растущий интерес к охлажденной рыбе и морепродуктам на внутреннем рынке, необходимость создания эффективной инфраструктуры для транспортировки и хранения, перспективы сотрудничества между рыбодобывающими компаниями и логистическими операторами.
Заместитель руководителя федерального агентства по рыболовству Василий Соколов открыл сессию, отметив резко возросшую актуальность темы. Он подчеркнул, что потребительский интерес к рыбе растет, и это создает новые возможности для бизнеса, но это требует развития логистики.
Василий Евсеев, модератор встречи, отметил что в целом на данный момент на авиационную перевозку рыбы приходится 750 тысяч тонн, что для грузовой авиации довольно существенный сегмент, отметил эксперт. Из них 85% — это охлажденная рыба и морепродукты. «Мировые лидеры по воздушным перевозкам — это крабы и лососи. Нишевые перевозки есть у форели, трески, макрели, креветки и еще нескольких видов рыб. Авиаперевозка остальных видов рыб используется в индивидуальных случаях», — прокомментировал эксперт.
Сергей Владимирович Гудков («Рыбный союз») поделился анализом рынка, проведенным совместно с аналитиками Сбермаркетинга. Так, сравнение продаж в 2021 году и в 2024 году показывает, что рынок охлажденной рыбы вырос в объеме на 40%, а в деньгах — на 60%. Доминируют на рынке по всем показателям семга и форель (60% рынка в 2021 году, чуть меньше 53% в 2024 году). На втором месте категория рыбы, объединившая сибас и дорадо — полностью импортная позиция, популярная в крупных городах, в ресторанном сегменте, как блюдо выходного дня или на праздник. На третьем месте — треска. Все остальные позиции занимают по 1-2% от объема продаж. При этом рынок охлажденной рыбы будет продолжать расти, уверен эксперт — опрос потребителей показывает, что именно охлажденную рыбу хотели бы покупать чаще более трети потребителей. Поэтому, считает Сергей Гудков, перспективы развития логистических поставок, в том числе авиа, по охлажденной продукции очень высокие.
Также эксперт озвучил основные сложности, с которыми сталкивается отрасль при торговле охлажденной рыбой:
В целом, по оценке эксперта, отрасли понадобится 2-3 года, чтобы начать привозить регулярно охлажденную рыбу с Дальнего Востока.
Игорь Станиславович Захаров («Волга-Днепр»), в свою очередь, поделился деталями работы компании-авиаперевозчика. Основная география полётов компании «Волга-Днепр» — авиамост между Россией и Китаем. Есть также авиационные мосты между Индией и Россией, регулярно совершаются поставки в ОАЭ. Опыт перевозки скоропорта компания получила при экспорте краба в Китай, отладив процесс перевозки не только из Москвы, но и Мурманска. Также эксперт рассказал подробнее о видах воздушного транспорта, которые используются при транспортировке: Ил-76 — рамповый самолет, выгодный при перевозке грузов среднего объема, подходящий в том числе для перевозки рыбной продукции, еще более компактный Ан-12, а также перевозка мелких партий в багажниках пассажирских самолетов.
Игорь Сундуков продолжил разговор о логистике, рассказав про деятельность автомобильной компании «Волга-Тракс», партнера «Волга-Днепр». Он расскзал о формуле качественной перевозки продукции: «Мы прекрасно понимаем проблему потери заказчика из-за ненадлежащего качества доставки, поэтому все наши рефрижераторы оснащены онлайн-передачей температуры перевозимого груза. Также наши заказчики часто используют собственные передатчики, которые укладываются непосредственно в груз, для того чтобы была объективная информация не только по колебанию температуры вокруг груза в рефрижераторе, но и изменению температуры груза.
Компания полностью поддерживает холодильную цепь, начиная от подготовки рефрижератора к погрузке того или иного типа скоропортящегося груза и до окончания полностью выгрузки на необходимый склад заказчика. С другой стороны, уделяется внимание водителям, как количеству необходимому для скорости доставки, так и их опыту работы со скоропортом.
Андрей Здетоветский, глава Минрыбхоза Камчатки, отметил, что в регионе уже есть опыт транспортировки охлажденной рыбной продукции, в основном икры, однако перевозка охлажденной рыбы все же потребует других машин и технологий. Также со своей стороны администрация региона помогает рыболовам наладить связи с торговыми сетями и организовать продажи. Толчок этой инициативе дал лично губернатор края два года назад.
Леонид Павлович Ким, генеральный директор рыбного рынка “Москва на волне”, поделился опытом организации продажи охлажденной рыбы в столице. Год назад это уникальное место открылось в одном из спальных районов столицы, проект поддерживает правительство Москвы и Министерство сельского хозяйства. Уникальность проекта — именно в свежести продукции, которой не хватает покупателям в других магазинах. На данный момент рынок предлагает около 500 позиций, из них около 30 наименований — на охлажденной витрине, в том числе и живые морепродукты. Эта группа по обороту составляет больше 10%, что говорит о большой популярности свежей продукции у потребителей. Также бизнесмен отметил, что в перспективе планируется строительство большего количества складов для хранения продукции, и что рынок мог бы стать оператором, принимающим рыбу для дальнейшей реализации через другие каналы.
Во время встречи, с присутствующими в зале была обсуждена идея поддержки вовлеченности потребителей в специализированные рыбные праздники через временное дотирование логистики для снижения “порога вовлечености” и формирования привычки к потреблению рыбы и морепродуктов.
В заключение эксперты указали, что с учетом роста спроса на скоропорт, появления новых решений и нового опыта у российских компаний — рыбодобывающих, ретейла, логистики — уже через 2-3 года на аналогичных сессиях будут разбираться интересные новые кейсы.
Источник: Пресс-релиз
Новости fishretail – читайте в нашем телеграм канале Подписаться