Почему промысел деликатесной, обладающей прекрасными пищевыми качествами креветки с потенциальным доходом 150 млн долларов США остаётся забытым российскими рыбаками?
Северная глубоководная или розовая креветка (Pandalusborealis) широко распространена в северной Атлантике и частично в Беринговом море и Татарском проливе на глубинах 150 500 м.
В северной Атлантике креветка облавливается в водах Канады, Гренландии, Исландии и в Баренцевом море. Общий ежегодный вылов колеблется в пределах 320 440 тыс. тонн. Стоимость экспортной продукции составляет 650 750 млн долларов США. В Канаде, Гренландии и Исландии промысел креветки управляется с помощью прогрессивной системы индивидуальных передаваемых квот (ITQ).
Канада является самым большим по объёмам производителем креветки. Коммерческий промысел начал развиваться в 1978 году и с 3 тыс. тонн к 2006 году годовой вылов достиг 160 тыс. тонн. Настоящий бум в креветочном бизнесе в Канаде начался с 1998 года. Стремительное наращивание Канадой объёмов вылова и производства креветки совпало с обильными уловами в Гренландии, Исландии и Норвегии, в результате, к 2005 году цены на продукцию сократились вдвое.
Морскому сектору креветколовов принадлежат 17 лицензий, по которым ведут промысел 12 крупных траулеров. В дополнение круглогодично ведут промысел многочисленные суда прибрежного флота, доставляющие свежую креветку на 12 береговых предприятий восточной Канады.
Специализированный траулер креветколов это судно длиной 60 70 - метров с крепким корпусом ледового класса, с главным двигателем мощностью до 6000 квт., оборудованный тремя траловыми лебёдками, управляемым компьютеризированным авто тралом. Прекрасно оборудованная рыбная фабрика обрабатывает 50 - 70 тонн сырца в сутки. Экипаж 15 20 человек.
Северная креветка отличный пловец и при приближении грунтропа трала прыгает на несколько метров вверх и в сторону. Поэтому траулер буксирует одновременно два трала с вертикальным раскрытием до 15 метров.
На рыбофабрике вырабатывается три вида продукции: крупная сыромороженная креветка поставляется в Японию; средняя варёномороженная креветка продаётся, в основном, на рынок Китая; мелкие особи (индустриальная креветка) замораживается в 20-килограммовые блоки и выгружается на береговые предприятия для переработки.
Ежегодно каждый канадский траулер вылавливает 5500 6300 тонн креветки.
В последние два года в Канаде происходило некоторое сокращение вылова из за уменьшающихся квот. Можно ожидать, что в 2011 году вылов составит 125 тыс. тонн.
В Гренландии выполняется самый насыщенный промысел креветки, где в 2010 году было выловлено 110 тыс. тонн, в основном, крупной и средней креветки. Образно говоря, в один прекрасный день осенью 1990 года гренландцы обнаружили, что косяки их трески уплыли в зону соседней Исландии. Некоторые компании обанкротились, другие переключились на лов креветки. Как следствие, бизнес креветки получил развитие и сейчас стоимость экспортной продукции креветки составляет 300 350 млн долларов США, или 80% экспорта страны. Промысел ведут 13 морских траулеров и 75 прибрежных судов. Морские траулеры обязаны доставлять на переработку на береговые заводы 25% уловов.
В Исландии рекордный улов 76 тыс. тонн был зарегистрирован в 1996 году. Затем годовой вылов колебался в пределах 40 50 тыс. тонн с тенденцией к снижению. С 2000 года в связи с уменьшением запаса мойвы, являющейся основной пищей трески, из года в год сокращался промысловый запас креветки и последние два года промысел был запрещён. На 2011 год была установлена скромная квота в 7 тыс. тонн.
В Баренцевом море основной промысел креветки исторически выполнялся Норвегией и Россией при участии третьих стран. Максимальный вылов - 128 тыс. тонн - был достигнут в 1984 году, когда флот СССР выловил 44 тыс. тонн, а норвежцы 78 тыс. тонн.
Норвежский креветколовный флот насчитывает 10 15 судов, из которых три траулера: "Remoy", "Remoy Viking" и "Olympic Prawn" круглогодично промышляют лишь креветку; остальные корабли сочетают промысел креветки и донных видов рыб. "Remoy Viking" является единственным в Атлантике креветколовом, практикующим 3-траловую схему.
В последние годы норвежский вылов креветки колеблется в пределах 35 - 45 тыс. тонн.
С 1997 года, уменьшая промысловое усилие, российские суда стали облавливать креветку эпизодически, а с 2007 года промысел был прекращён.
Причин несколько:
- невозможно обеспечить рентабельный промысел креветки при отсутствии специализированных креветколовов, укомплектованных опытными экипажами, нацеленными на максимальный вылов. Таких судов в российском флоте никогда не было. Российские судовладельцы никогда не занимались профессионально креветкой, рекордный вылов 1984 года состоялся из - за массового перевода судов на облов креветки по приказу главка "Севрыба";
- мурманские рыбаки не имеют мотивации к промыслу креветки. Увлечённые добычей обильных, доступных и прибыльных донных рыб, они психологически не готовы развивать новый промысел;
- длившийся с 1998 года спад на рынке креветки не способствовал развитию промысла. Лишь два года назад началось долгожданное оздоровление рынка, из-за сокращения вылова цены потянулись вверх. Например, цена на индустриальную креветку, составляющую основу продукцию в Баренцевом море, возросла с 1600 до 2500 долларов США за тонну.
Специалисты ПИНРО из года в год докладывают о вполне благополучном состоянии запасов креветки в Баренцевом море, которые могут обеспечить до 50 тыс. тонн российского ежегодного вылова этого ресурса.
Нужно сказать, что в настоящее время отсутствует квотирование запасов креветки в Баренцевом море. Однако никто не сомневается, что настанет день, когда Россия и Норвегия начнут переговоры о разделении ресурсов, и аргументы будут не в пользу России: промысел деликатесной, обладающей прекрасными пищевыми качествами креветки с потенциальным доходом 150 млн долларов США остаётся забытым российскими рыбаками.