На прошлой неделе в СМИ промелькнуло сообщение о намерениях импортировать в Армению рыбу, конкретно кефаль, из Турции. В частности, председатель Торгово-промышленной палаты Вана Айхан Фидан, комментируя возможность открытия армяно-турецкой границы, заявил, что в ее результате «армянские бизнесмены смогут получить доступ на большой рынок». По его словам, переговоры о внешнеторговых операциях с упомянутыми «армянскими бизнесменами» уже ведутся несколько месяцев, и есть вероятность импорта в Армению таких товаров, как та же кефаль, а также апельсины.
Двусторонние (то есть без третьих стран, как ныне вынужденно практикуется) торговые отношения с Турцией можно лишь приветствовать. Что касается армянских бизнесменов, по вполне понятным причинам заинтересованных в дальнейшем наращивании импорта в Армению, то это тема иная. Местный торговый ассортимент, естественно, нужно расширять за счет импорта. И потребителям выбор побольше, и конкуренция на рынке поспособствует оптимизации розничных цен.
С апельсинами вопросов нет, не произрастает этот плод в Армении. Океанической рыбы тоже нет, но зато есть (скорее, была!), севанская рыба, а также продукция местных рыбоводческих хозяйств. За последние годы наблюдалось расширение производства рыбы в искусственных водоемах рыбоводческих хозяйств, и эта продукция постепенно стала восполнять вакуум на местном рынке, образовавшийся после катастрофической ситуации с севанским сигом. Но, увы, целиком не восполнила. Имеется такое понятие, как фактор цен…
Десять лет назад, в 2000 году, общие товарные ресурсы рыбы в стране составляли чисто символическую цифру – 466,6 тонн. Однако к этим данным, обнародованным в свое время Национальной статистической службой, нужно относиться с некоторой долей сомнения. Не секрет, что определенная часть выловленного севанского сига просто не фигурировала в отчетах рыболовецких предприятий, между тем как браконьерская продукция в изобилии предлагалась покупателям на городских рынках.
С 2003 года официальная статистика стала отдельным разделом представлять информацию о лове и промышленном производстве рыбы, вначале в стоимостных показателях, а затем и в натуральных. С ростом местного производства увеличился импорт рыбы и рыбопродуктов, в основном из бывших союзных республик. Если в 2000 году в Армению было ввезено лишь 46,3 тонны рыбы, то к 2009 году этот показатель уже достиг почти 3,0 тыс. тонн.
С учетом же производства в рыбоводческих хозяйствах и улова в природных водоемах (то есть практически Севане) общие ресурсы рыбы в указанном году составили более 8,7 тыс. тонн. Прогресс заметный, однако в расчете на душу населения показатель не выдерживает никакой критики – всего лишь 2,7 килограммов в год, или же немногим более 200 граммов в месяц. Данную величину можно считать довольно низкой.
К примеру, в России уровень среднедушевого потребления рыбы в прошлом году достиг 19,1 килограмма, причем планируется за два года достигнуть уровня советского периода времени – 23 килограммов. Конечно, возможности России в данной сфере гораздо масштабнее наших. Но учтем, что и по численности населения наш северный сосед также намного опережает Армению – 141,8 млн. человек против 3,2 млн. человек…
Наряду с ростом промышленного производства рыбы «прогресс» был достигнут и в средней по стране розничной цене на этот продукт. Согласно данным официальной статистики, средняя розничная цена севанского сига в 2000 году составляла немногим более 100 драмов за штуку, или же округленно, около 300 драмов за килограмм. В прошлом году средняя розничная цена сига и форели достигала 2470 драмов за килограмм. Учтем при этом, что дешевый когда-то сиг нынче сравнялся по стоимости с деликатесной форелью.
В сентябре текущего года средняя розничная цена сига на рынках столицы республики составляла 812 драмов за штуку (или же примерно 2,5 тыс. драмов за 1 килограмм), а форели – 1924,7 драмов за 1 килограмм. Кстати, сам факт наличия этой рыбы в продаже, зафиксированный статистиками, вызывает удивление – ведь промышленный лов севанского сига с 2007 года запрещен, а искусственным путем он не размножается! Вот такой парадокс…
Укажем, что в том же сентябре средняя цена говядины составляла на рынках столицы республики 2178,3 1 драмов за 1 килограмм. Так что по стоимости сиг превзошел говядину, которая, к слову, за последние годы также заметно подорожала.
Данный феномен стал прямым результатом безответственного отношения министерства охраны природы, действия которого в недавнем прошлом практически поощряли массовый лов сига на Севане. Ученые предупреждали о катастрофическом снижении популяции сига в этом природном водоеме, однако сие годами оставалось гласом вопиющего в пустыне. Лов сига был запрещен, когда сокращение его популяции приняло почти необратимый характер. Если в начале 90-ых в озере имелось около 24 тыс. тонн сига, то в прошлом году этот показатель скатился до мизерных 170-180 тонн.
Причем интересно то, что нынешняя государственная политика по идее направлена на восстановление популяции не сига, а аборигенных для Севана видов рыб. Казалось бы, какая разница?!. Однако, по мнению специалистов, по потенциальному объему промыслового лова аборигенные виды рыб не могут сравниться с сигом. Так что надежд на то, что когда нибудь вернутся времена, когда сиг в кратных размерах стоил дешевле говядины, не имеется…
Что касается предпринимателей, горящих желанием импортировать продукты питания и прочие товары из стран ближнего зарубежья, то здесь также видны пробелы и упущения в государственной политике, стимулирующей по сути таковые желания, в ущерб развитию местного производства.
Отметим, что объем местного производства рыбы в январе-августе текущего года сократился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 6,8%. То есть вместо логического роста производства наметился спад! С возможным же импортом более дешевой рыбы у наших рыбоводов могут возникнуть серьезные проблемы…