Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Торговым сетям запретят штрафовать поставщиков за срыв заказов

Фильтры

Регион

Новости

Торговым сетям запретят штрафовать поставщиков за срыв заказов

Торговым сетям запретят штрафовать производителей за срыв заказов. Соответствующие поправки в закон о торговле готова внести Федеральная антимонопольная служба, чтобы поддержать поставщиков продуктов. Об этом Минсельхоз упомянул в своем письме в Госдуму, его сформировали после правительственного часа с участием министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, пишут «Известия».

Эта норма должна касаться лишь тех случаев, когда предварительно дата исполнения обязательств не согласовывалась. Во время пандемии торговые сети и их партнеры уже договаривались о моратории на штрафы, его поддержали лишь самые крупные игроки. Однако обстоятельства 2022 года не уступают по значимости коронавирусным ограничениям.

Весной 2022 года депутат Сергей Лисовский писал в Минпромторг, что ритейлеры штрафуют поставщиков на 20%, 50%, а иногда и на 100% стоимости продуктов (например, в случае промоакций или скидочных кампаний). Сейчас ситуация не лучше — взыскания могут достигать десятков миллионов рублей, а зачастую и нескольких процентов от выручки, сказал «Известиям» один из источников среди поставщиков.

Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков сказал, что поддерживает законодательное закрепление обязательности исполнения только подтвержденного поставщиком заказа, поступившего от ритейлера, и недопустимость выставления неустоек, если нет акцепта на доставку партии товара. По его мнению, это поможет ввести долгосрочное планирование поставок, рекомендованное решением комиссии по соблюдению кодекса добросовестных правил в торговле. 

Кроме того, это дисциплинирует рынок и снимет риски резких колебаний объема заказов от сетей, выставления огромных штрафов за невыполнение поставщиками этих заказов. «Для некоторых сетей такое размещение внеплановых заказов и выставление штрафов за их неисполнение стало дополнительным источником заработка», — говорит Востриков.

Практика отсутствия в договоре возможности согласования поставщиком количества и других параметров и подтверждения заказа признана недобросовестной комиссией по КДП еще в 2018 году, напомнил эксперт. Сегодня, по его словам, проблема стала особенно актуальной. «Экономический кризис не позволяет поставщикам направлять оборотные средства, столь необходимые для бесперебойного выпуска продукции, на оплату неразумных и по сути незаконных штрафов», — подчеркнул он.

Сейчас поставщик обязан поставлять любой запрошенный сетью объем товара (даже если речь идет о годовом объеме) независимо от того, подтвердил он полученный от сети заказ или нет. В противном случае поставщику грозит штраф. «Это приводит к злоупотреблениям со стороны сетей, которые используют данную практику исключительно в качестве получения дополнительной прибыли за счет штрафных санкций от производителей или как инструмент навязывания невыгодных пунктов договора», — отметил Востриков.

По его словам, фактически это приводит к разорению пищевых предприятий, из-за отсутствия предсказуемости финансовых результатов по контракту. Эксперт считает, что в среднесрочной перспективе это приведет к сокращению ассортимента на полке, снижению конкуренции, монополизации и неизбежному росту цен. «По некоторым сетям штрафы больше, чем средняя рентабельность в пищевой промышленности, поэтому возникают риски банкротства производителей при работе с розничными сетями», — сказал Востриков.  

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев считает, что мораторий на штрафы как временный инструмент в условиях риска нарушения непрерывности поставок ряда товаров действительно оказал поддержку поставщикам. Более того, ряд сетей — членов АКОРТ добровольно продлевали сроки его действия в 2022 году. При этом он считает, что регуляторное закрепление моратория на постоянной основе приведет к дисбалансу рынка, как на стороне розничного звена, так и в системе поставок. Опыт моратория на штрафы для поставщиков в период пандемии и весной 2022 года привел к существенному снижению уровня сервиса поставщиков (service level) — до 60% в крупных сетях.

По словам Караваева, механизм штрафных санкций за срыв договорных обязательств носит важный дисциплинирующий характер — он позволяет обеспечить своевременное выполнение обязательств по поставкам в необходимом для потребителей объеме. «Крупнейшие торговые сети всегда рассматривают отдельные объективные случаи невозможности исполнения части обязательств со стороны добросовестных поставщиков, не применяя штрафные санкции и неустойки, — сказал он. — В таких случаях добросовестные поставщики должны прилагать все усилия для минимизации рисков и последствий, а сети — для объективного рассмотрения предоставленных поставщиками документов и информации, свидетельствующих о невозможности частичного выполнения заказа».

Источник: agroinvestor.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись