Шотландские глубоководные промыслы под угрозой запрета
31 июл 2012, 11:40
679
Еврокомиссия представила законопроект, запрещающий траление и промысел жаберными сетями на глубинах свыше 400 м в Северо-Восточной Атлантике.
Ограничения, которые в этом году Еврокомиссия планирует ввести в отношении применения тралов и жаберных сетей к некоторым глубоководным видам, негативно повлияют на добычу удильщика, являющегося важным целевым объектом промыслов Шотландии, Ирландии, Испании и Франции. Эти государства не согласны с Брюсселем и намерены отстаивать свои права.
Траление и промысел жаберными сетями на глубинах свыше 400 м в Северо-Восточной Атлантике будут поэтапно прекращено в течение двухлетнего периода. Еврокомиссия представила законопроект, запрещающий использование данных орудий лова при глубоководном промысле. В полной мере запрет начнет действовать через два года после официального вступления закона в силу. Шотландские рыболовы при поддержке Испании и Франции выступают против таких нововведений и готовы отстаивать свои права.
В настоящее время Шотландия не осуществляет промысел видов, которых коснутся новые правила, таких как угольная рыба-сабля, макрурусовые, химера. Однако добычей промысловых судов, ведущих промысел на больших глубинах, регулярно становятся морской налим, голубая мольва, манек и синекорый палтус. Другие важные объекты промысла, не указанные в законопроекте – удильщик, мегрим, мерлуза и сайда, законным образом добываются шотландскими судами на глубинах 400 м – 1 000 м. Еврокомиссия считает, что траловый промысел на больших глубинах должен быть поэтапно вытеснен по причине высокой уязвимости глубоководных запасов. Такой способ промысла может привести к их быстрому истощению, при этом процесс восстановления может затянуться на десятилетия, и не факт, что его результаты окажутся успешными.
Майк Парк, исполнительный директор Шотландской ассоциации производителей белой рыбы (SWFPA), полагает, что новые требования являются «крайне опасными» для рыболовной отрасли Шотландии. Они не только лишают рыболовов права на законный промысел не упомянутых в законопроекте целевых видов на глубинах свыше 400 м, но также могут стать началом более обширной атаки на траловый промысел в целом. Он выразил несогласие с утверждением Еврокомиссии, что промысел необходимо запретить в связи с недостаточными научными данными и подверг критике несоблюдение должным образом полагающихся процедур согласования. «Мы очень обеспокоены данным предложением. Наши суда исторически ведут промысел на глубинах 600 – 800 метров, и даже на глубинах до 1 000 метров, добывая целевые виды, не перечисленные в законопроекте, например, - удильщик, мерлуза, сайда, поэтому запрет использования трала на таких глубинах окажет значительное влияние на промыслы западного побережья», - цитирует М.Парка Intrafish. Он добавил, что призывы запретить глубоководный промысел долгое время исходили от «зеленых», и теперь им удалось положить начало его концу, спекулируя старыми научными данными о неудовлетворительном состоянии запасов. «В действительности численность запасов некоторых видов увеличивается, численность других – стабильна. Если состояние запасов каких-либо видов является неудовлетворительным, то давайте обратим внимание конкретно на них. Существуют более достоверные сведения о состоянии запасов, чем утверждает Еврокомиссия, в частности – данные, поступающие с промысловых судов. Но чиновники никогда не запрашивали у отраслевиков никакой информации – возможно в связи с опасениями, что адекватные данные ослабят аргументированность позиции о необходимости запрета», - говорит Парк. Он также выразил недоумение по поводу видимого отсутствия стремления выдержать «соответствующие демократические процедуры» при введении новых правил. Установленные процедуры заключаются в сбалансированном обсуждении всех аспектов законопроекта в Еврокомиссии, Европарламенте и Совете министров ЕС, и включают консультации представителей отрасли до выдвижения подобного предложения, однако ничего подобного не наблюдалось.
«Данный законопроект составлен за закрытыми дверями кабинетов в обстановке конфиденциальности, и представители отрасли не были допущены к участию в обсуждении. В таких случаях мы полагаемся на Европейский парламент в вопросе сохранения правильного баланса. Также мы сотрудничаем с Испанией и Францией для создания союза, который может единогласно выступить против запрета».
В совместном заявлении представители европейской рыболовной отрасли выразили «крайнюю обеспокоенность» перспективой введения новых правил и сообщили о своем намерении подать жалобу в Еврокомиссию относительно процесса представления законопроекта, «недостаточной объективности оценки данной ситуации, которая, по всей видимости, подвергается сильному внешнему давлению». Они также заявили, что запрет предлагается ввести несмотря на данные Международного совета по исследованию моря (ICES), подтверждающие, что промысел осуществляется с соблюдением принципов максимально устойчивого вылова, особенно у побережья Шотландии и в Кельтском море. Кроме того, заявление акцентирует внимание на том, что по последним данным о промысловых возможностях на 2013 год, представленным Еврокомиссией, «динамика численности многих промысловых запасов в водах ЕС Северо-Восточной Атлантики является положительной». Также представители выразили обеспокоенность по поводу отсутствия оценки социально-экономических последствий запрета, который, несомненно, приведет к сокращению рабочих мест. В качестве одного из подводных камней называется риск создания прецедента следующего характера: для любого промысла, где существуют проблемы в регулировании, управление будет строиться на принципе предосторожности.
Как сообщает Intrafish, ссылаясь на британское издание Sunday Times, французский еврокомиссар Мишель Барнье наложил вето на поступивший законопроект, однако был вынужден снять вето за 30 минут до окончания юридического срока под давлением оппозиции.
Официальное предложение Еврокомиссии по регулированию запасов уделяет особое внимание уязвимости глубоководных видов и недостаточную изученность состояния их запасов. «Биологическое» состояние запасов практически неизвестно. Некоторые расцениваются как истощенные, другие начинают стабилизироваться во многом благодаря низкому уровню эксплуатации. Рыболовные возможности последовательно сокращаются с момента начала их регулирования», - говорится в заявлении Еврокомиссии. По замыслу Еврокомиссии законопроект нацелен на обеспечение устойчивой эксплуатации глубоководных запасов и сокращение отрицательного воздействия промыслов на окружающую среду, а также на улучшение информационной базы для научных рекомендаций. По мнению Еврокомиссии имеющихся научных данных о состоянии глубоководных запасов недостаточно для разрешения управления ими на принципах максимально устойчивого вылова, поэтому в данном случае существует вынужденная необходимость руководствоваться принципом предосторожности. «В целях сокращения разрушительного влияния на морскую экосистему, использование донных тралов должно быть постепенно вытеснено из данного промысла, в связи с тем, что они наиболее опасны для уязвимых морских экосистем и демонстрируют высокие уровни нежелательного прилова глубоководных видов».
Запрет также касается ставных донных жаберных сетей, использование которых в настоящее время ограничено в глубоководных промыслах в соответствии с временными техническими мерами. Новые правила подразумевают введение «постоянного запрета» на их применение в целевых глубоководных промыслах «ввиду высокого уровня нежелательного прилова при размещении на глубоководных участках и экологического воздействия потерянного и заброшенного орудия лова».
«Временные ограничения на использование ставных жаберных сетей в промыслах на глубинах свыше 600 метров и в глубинном диапазоне 200 – 600 м должны быть совмещены с запретом на добычу глубоководных видов», - говорится в заявлении.
Еврокомиссия также стремится положить конец двойным ограничениям по выбору квот и контролю усилий, полагая, что система управления глубоководными промыслами, действующая с 2002 года и включающая ограничения мощности, сбор данных, мониторинг и контроль усилий, не решила главные проблемы. Причины этого заключаются в уязвимости рыбных запасов по отношению к рыболовству (многие виды могут выдерживать лишь низкое промысловое воздействие на протяжении длительного времени, что не является экономически выгодным); высоком риске повреждения донными тралами невозобновляемых хрупких морских экосистем и высоким объемам прилова нецелевых глубоководных видов (в среднем 20 – 40% от общего улова, а в частных случаях гораздо больше); а также в недостатке научных данных, который делает определение уровня устойчивого вылова довольно проблематичным.