Горбуша не зря считается маркером процессов, протекающих в среде обитания. Она ежегодно преподносит какие-либо сюрпризы, чутко реагируя на изменения условий воспроизводства «всплесками» или, наоборот, падением своей численности. При прогнозе возврата нынешнего поколения предполагалась его повышенная смертность, так как в период ската молоди из рек отмечалось значительное выхолаживание воды в морском прибрежье. Но, похоже, ей удалось благополучно пережить эти невзгоды и в большем, чем ожидалось, количестве вернуться к своим рекам. Траловый учет лососей в океане показал, что в направлении Охотского моря движется рекордное за последние четные годы количество горбуши. Правда, основная ее масса направляется, как и ожидалось, к западному побережью Камчатки. Но и для восточного Сахалина, удерживающего уже многие годы лидерство по добыче горбуши на Дальнем Востоке, остается немалая часть. И это в полной мере ощутили рыбаки. К началу августа добыто около 24 тыс. т, что в два с половиной раза превышает прогнозные ожидания на эту дату. Наиболее обильные уловы были в Поронайском, Макаровском, Долинском и Корсаковском (с охотоморской стороны) районах. В заливе Анива промысел пока вялотекущий. И связано это с почти полным исчезновением в подходах ранней формы горбуши, которая в прошлые годы обеспечивала до половины уловов. С началом августа наметилось оживление промысла в этом районе, но радужных надежд питать не стоит, так как снизился воспроизводительный потенциал этого стада.
Создавшаяся ситуация потребовала корректировки величины возможного вылова горбуши, так как к началу августа было освоено уже 80% прогнозной величины запаса, а прекращение промысла при столь обильных подходах рыб чревато экологическими последствиями вследствие возможного переполнения рек. Такая коррекция осуществлена. 2 августа на ученом совете СахНИРО - принята рекомендация к увеличению возможного вылова горбуши в Восточно-Сахалинской подзоне до 45 тыс. тонн. Естественно, возникает вопрос, почему так мало, если реальный вылов в два с половиной раза превышает прогноз. Это вполне здравый осторожный подход, связанный с постепенно выявляемыми особенностями нерестовой миграции. Стада горбуши на восточном Сахалине отнюдь не однородны. Они состоят из рыб разных темпоральных группировок. Основу уловов составляют рыбы двух океанских форм, ранней и поздней. При этом ход начинается с появлением еще более ранней, но очень в настоящее время малочисленной группировки, представленной япономорской горбушей, а завершается еще одной немногочисленной группировкой, так называемой поздней охотоморской. Выявление соотношения этих группировок в подходах и динамики их миграции имеет огромное значение для предсказывания дальнейшего хода промысла и принятия решений по его регулированию.
Пока еще мало данных для полноценного представления о величине дальнейших подходов горбуши. В то же время, из анализа изменений биологических показателей рыб в уловах складывается впечатление, что период массового хода горбуши в этом году будет более коротким и завершится раньше. Ведь уже, судя по ряду признаков, начался ход поздней океанской группировки, что довольно рано для этой темпоральной формы. В такой ситуации чревато все полностью отдать на откуп промыслу. Не смотря на внешне благоприятный ход промысла, уже сейчас принят ряд решений по ограничению его интенсивности для обеспечения пропуска производителей в основные нерестовые реки. При необходимости в дальнейшем вполне можно разработать дополнительные рекомендации по корректировке величины возможного вылова, но уже на основе выявленной реальной динамики хода каждой из основных темпоральных группировок горбуши.