Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
В Москве прошло совещание о плачевном состоянии популяций осетровых рыб и возможных путях их спасения.
Проблемой катастрофического состояния популяций осетровых рыб наконец озаботились крупнейшие российские природоохранные организации. В четверг, 4 декабря, в Москве состоялось совещание, в повестке дня которого стоял единственный вопрос: как сохранить осетровых России?
Совещание было организовано Ассоциацией журналистов-экологов Союза журналистов России, Центром охраны дикой природы и Всемирным фондом дикой природы (WWF). Открылось оно докладом одного из ведущих российских специалистов по осетровым, главного научного сотрудника Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова Российской академии наук, доктора биологических наук Георгия Рубана. С основными положениями его доклада мы и хотим познакомить читателей.
ОСЕТРОВЫЕ
Резкое падение численности каспийских осетровых ихтиологи зафиксировали в 90-х годах прошлого века. Начиная с 1991 года отмечалось сокращение промысловых уловов белуги, русского осетра и севрюги. В 2000 году был введен полный запрет на промысел белуги, с 2005 года запретили ловить осетра и севрюгу. Однако эти меры практически не дали результата. Запасы этих рыб продолжали быстро сокращаться, и к 2012 году численность осетра и севрюги упала в несколько раз. Что касается белуги, то с 2009 года ученые перестали фиксировать скат ее молоди с немногих оставшихся ниже Волгоградской ГЭС нерестилищ. То есть естественное воспроизводство этого вида на Волге прекратилось.
Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении осетра и севрюги. С 2005 по 2011 год количество скатывающихся с нерестилищ личинок этих видов сократилось в 5 и 11 раз соответственно. Если ситуация не изменится, нужно ожидать, что в ближайшие годы прекратится естественное воспроизводство и этих видов.
Как известно, на Каспии существует и искусственное воспроизводство осетровых на рыбоводных заводах. Они были построены в 1950-х годах для компенсации утраты естественных нерестилищ на Волге, которая произошла вследствие строительства плотин. За годы своей работы эти заводы выпустили в Волгу более 2,7 млрд маленьких осетрят. Но начиная с 1990 г. выпуск молоди неуклонно снижался. Одна из причин - нехватка производителей для получения икры. Их просто не удается поймать в достаточном количестве.
АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЕ ОСЕТРОВЫЕ
Состояние популяций осетровых здесь еще хуже. За 20 лет, с 1988 по 2007 год, численность русского осетра сократилась в 67 раз: с 14,1 млн до 208 тыс. особей. Численность азовской севрюги за тот же период снизилась более чем в двести раз, с 3,4 млн до 16 тыс. особей.
С 2000 года промышленный лов азовских осетровых запрещен. Однако, несмотря на это, их численность в Азовском море в последние годы продолжает сокращаться.
Заводского воспроизводства осетра и севрюги в Азово-Черноморском бассейне явно недостаточно для поддержания стабильного существования их популяций. И главная причина та же: невозможность обеспечить заводы достаточным количеством производителей для получения икры.
РЕКИ И ОЗЕРА СИБИРИ
В свое время Сибирь также была богата осетровыми. В разные годы промышленный вылов сибирского осетра в Оби достигал 1410 т (1935 г.), в Енисее - 500 т (1934 г.), Лене - 190 т (1943 г.), Байкале - 215 т (1939 г.). В настоящее время промысел осетра сохранился лишь на Лене, где ежегодно добывается 22-23 тонны. Обский и байкальский осетры занесены в Красную книгу РФ, а промысел осетра в Енисее запрещен. Запрет на промысел сибирского осетра действует также и на других реках Сибири, таких как Яна, Индигирка, Колыма и другие, где его численность всегда была невысокой.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
На Дальнем Востоке обитают три вида осетровых: сахалинский осетр, калуга и амурский осетр. Исторически только калуга и амурский осетр имели существенное промысловое значение. Однако в первой половине XX века уловы этих видов стали резко падать, что стало причиной введения запретов на их промысел. Последний из таких запретов был введен в 1958 году и сохраняется по сегодняшний день.
Если в конце XIX - начале XX века амурские осетровые были обычны на всем протяжении их ареалов, то в настоящее время они встречаются в основном в низовьях Амура и Амурском лимане. В 2011 г. численность калуги в нижнем участке Амура и в лимане составила 345 тыс. экземпляров, амурского осетра - 289 тыс. экземпляров.
КТО ВИНОВАТ
Судя по данным, приведенным в докладе Григория Рубана, причиной номер один катастрофического состояния осетровых является их нелегальный вылов, то есть браконьерство.
Резкое снижение численности осетровых в Каспийском море с самого начала происходило на фоне роста браконьерства. В начале 2000-х годов объемы браконьерского вылова осетровых были сопоставимы с максимальными промысловыми уловами в 1978-1988 гг.
Причем браконьерство пагубно не только из-за того, что браконьеры изымают из водоема часть популяции. Беда в том, что они стараются изымать именно самок. Вследствие этого доля самок в нерестовой части популяций падает. В отдельные годы их было всего 9-12%, в то время как нормальное соотношение самцов и самок - примерно поровну.
Еще более печальная картина наблюдается в А зово-Черноморском бассейне. При проведении учетов осетровых в 1994-1999 годах практически при каждом тралении по всему Азовскому морю на борт поднимали вместе с тралом и браконьерские сети. По расчетам российских и украинских ученых, в Азовском море в эти годы браконьеры регулярно выставляли около 40 тыс. сетей общей длиной более 3000 км. Они могли ежегодно изымать до 10 тыс. тонн осетровых рыб, и это при том, что допустимый улов (ОДУ) был не более 30 тонн - только для получения производителей и сбора научных данных.
По мере того как осетровых становилось все меньше, браконьеры стали переходить на все более мелкоячеистые сети. Если в начале 90-х годов у них в ходу были сети с ячеей 110-140 мм, то к концу 90-х стали ставить сети с ячеей 80-90 мм, а потом и вовсе 60 мм. В результате оказалась нарушена возрастная структура популяций.
В Обь-Иртышском бассейне нелегальный вылов сибирского осетра в 1990-е годы более чем в двадцать раз превышал уловы промысловиков. И это при том, что в результате строительства Новосибирской ГЭС обский осетр лишился 40% своих нерестилищ. К этому надо добавить нерациональный промысел, загрязнение воды в результате нефте- и газодобычи, деятельности промышленных предприятий и развития речного транспорта, а также уничтожение нерестилищ в результате выборки гравия и засорения рек при лесосплаве.
Причиной сокращения численности енисейской популяции осетра, которая по величине была второй после обской, стал перелов в 1930-е и 1950-е годы.
Байкальский осетр во второй половине XIX века был довольно многочисленным, уловы в те годы держались на уровне 200-300 тонн. Популяцию подорвал промысел, который с начала XX века базировался на вылове производителей во время нерестовой миграции и повсеместном хищническом истреблении молоди.
Что касается ленского осетра, то основной причиной снижения его численности стал перепромысел в 1944-45 гг.
На Дальнем Востоке одним из главных факторов снижения численности осетровых также является браконьерство. Достаточно сказать, что ежегодный браконьерский вылов калуги и амурского осетра в Амурском лимане составляет не менее 427 т. Как и в случае с каспийскими осетровыми, возрастная структура популяций этих видов нарушена из-за вылова молоди, существенно снижена и доля самок.
ЧТО ДЕЛАТЬ
В заключение своего доклада Григорий Рубан перечислил ряд направлений, по которым необходимо принять срочные меры, если мы хотим остановить уничтожение наших осетровых. Эти меры были разработаны Межведомственной ихтиологической комиссией.
На первом месте стоит усиление борьбы с нелегальным выловом. Очевидно, что это задача не только для Росрыболовства, но и для Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности России.
Основа браконьерства - это рынки сбыта браконьерских уловов. Поэтому представляется крайне важным всемерное развитие товарного осетроводства, которое в идеале сможет вытеснить с внутреннего рынка продукцию нелегального промысла осетровых, подорвав таким образом экономическую основу браконьерства.
Еще один важнейший момент - режим работы Волгоградской ГЭС. Ученые детально разработали все основные параметры этого режима. Осталось только добиться от Минэнерго и "РусГидро" их соблюдения. Главная надежда тут на Росрыболовство.
Хотя в восстановлении популяций осетровых Волго-Каспия важную роль должно играть их искусственное воспроизводство, нельзя забывать и о естественном нересте. Необходимо проводить регулярные мелиоративные работы на миграционных путях и нерестилищах осетровых с целью создания благоприятных условий для их естественного размножения: нерестовых миграций и нереста.
Наконец, необходимо понимать, что проблема осетровых Каспия - это проблема международная. Поэтому необходимо обеспечить введение запрета промышленного вылова осетровых рыб на всей акватории Каспия всеми прикаспийскими государствами. Запрет должен действовать как минимум до восстановления численности осетровых до уровня, обеспечивающего заполнение естественных нерестилищ и полную загрузку осетровых рыбоводных заводов.
Необходимо также возобновить регулярное проведение всекаспийских тралово-акустических съемок с целью мониторинга численности и распределения осетровых. Это также задача международного уровня.
Меры по спасению осетровых, озвученные в докладе Григория Рубана, выглядят убедительно. Другой вопрос, насколько они реалистичны. Вот здесь сомнения серьезные. Поживем - увидим, тем более что ждать недолго. Сокращение численности осетровых идет такими темпами, что вполне может случиться, что уже при жизни нынешних поколений какие-то из видов этих рыб перейдут в разряд вымерших.
Павел Дмитриевский
Источник: Газета "Рыбак Рыбака"
Новости fishretail – читайте в нашем телеграм канале Подписаться