Перспективы перевозки добытых на Дальнем Востоке морепродуктов зависят от господдержки
28 дек 2011, 10:46
574
На Дальневосточной дороге преодолены потери погрузки, вызванные спадом перевозок рыбы этой осенью.
Как сообщили в отделе маркетинга Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания, по данным на третью декаду декабря, с начала этого года со станций дороги в рефсекциях и вагонах-термосах отправлено более 375 тыс. тонн рыбных грузов. Практически достигнут результат прошлого года.
«С наступлением зимы рыба стала хорошо грузиться в вагоны-термосы. Всего за 25 дней декабря её погружено 31,3 тыс. тонн. Это на четверть выше плана и на 10% больше аналогичного периода 2010 года. В этом месяце вышли на среднесуточный показатель погрузки рыбы в 1,2 тыс. тонн, – рассказали в ТЦФТО. – По итогам же 2011 года ожидается, что будет погружено более 390 тыс. тонн».
Негативная тенденция преодолена, невзирая на то что насыщение рыбной продукцией внутреннего рынка в целом по Дальнему Востоку снижается ввиду роста доли экспорта в общем объёме вылавливаемых ресурсов. В 2008 году она составляла 41%, в 2011-м – уже 45,5%. При этом почти 90% экспортируемых морепродуктов направляется за границу без переработки в мороженом виде.
В свою очередь власти дальневосточных регионов заявляют о необходимости увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок. Как отмечают в полпредстве Дальневосточного федерального округа, в последние годы для рыбаков снижались налоги, из госбюджета субсидировалась часть затрат по процентным ставкам за кредиты на строительство и модернизацию промысловых судов и перерабатывающей инфраструктуры.
«Государство сегодня оказывает колоссальную поддержку рыбохозяйственному комплексу. Только за 2010 год льготы составили 7,5 млрд руб. К сожалению, из них только 40% пошло на развитие глубокой переработки и модернизацию инфраструктуры, что говорит о неэффективности их использования», – признал полпред в ДФО Виктор Ишаев.
Впрочем, есть и положительные примеры. По словам хабаровского губернатора Вячеслава Шпорта, модернизация рыбоперерабатывающего производства в крае позволила на 35% сократить экспорт непереработанной рыбы, довести до 50% поставки рыбной продукции на внутренний рынок. В ближайшие годы планируется создать семь государственных рыбных заводов и значительно расширить сеть частных.
В ТЦФТО подчёркивают, что необходимость развития береговой, и прежде всего логистической, инфраструктуры назрела давно.
«Основная проблема связана с ограниченными складскими площадями в спецпортах Дальнего Востока. Например, у крупнейшей стивидорной компании «Дальрыбпорт» холодильники могут вмещать не более 40 тыс. тонн рыбной продукции единовременно. Но этого крайне мало: склады заполнены, и рыбакам хранить улов негде. Поэтому рыба уходит с промысловых судов в другие страны. Только в южнокорейском порту Пусан морозильники рассчитаны на хранение 1 млн тонн морепродуктов. Это в 25 раз больше», – говорит начальник ТЦФТО Александр Соколенко.
Вторая проблема связана с ценообразованием рыбной продукции. Зачастую она проходит через сложную цепочку посредников, что влияет на увеличение отпускной цены и делает дальневосточные морепродукты неконкурентными по сравнению с атлантической рыбой.