Претендующая на сертификат MSC камчатская компания «Витязь-Авто» нарушает экологические принципы Морского попечительского совета.
Лишь неделю назад появилось сообщение, что камчатская компания «Витязь-Авто» прошла этап предварительной сертификации по международным экологическим стандартам и несколько дней назад вступила в процесс полной сертификации, став первой камчатской компанией, претендующей на право использовать всемирно известный и «раскрученный» на международных рынках логотип компании-сертификатора – MSC(Морского попечительского совета).
И вот выясняется, что именно в это самое время компания возобновила дноуглубительные работы и отсыпку (увеличение) острова, на котором расположен ее рыбопромысловый участок. Реку бороздят грузовики, в воде работают экскаваторы.
Эту деятельность ООО «Витязь-Авто» осуществляет уже три года, при этом всего пакета разрешительных документов у компании нет, а все возмущения и жалобы предпринимателей Озерновского региона (часть территории Усть-Большерецкого района в бассейне р. Озерная) и местных жителей в контролирующих органах почему-то упорно не слышат. Даже публикации в прессе не заставили чиновников озаботиться происходящими событиями.
Между тем, поясняют в камчатском офисе Всемирного фонда дикой природы, река Озерная вытекает из Курильского озера - крупнейшего нерестилища нерки в Азии. В озеро в разные годы заходит на нерест от одного до шести миллионов нерки. Именно сейчас по реке в море скатывается молодь, которая после 2-3 лет нагула в морской акватории должна вернутся в Озерную.
Работа тяжелой техники в русле реки крайне негативно повлияет на возврат рыбы, который придется на 2014-2015 годы.
Как отмечают экологи, велика вероятность того, что весенний паводок, который еще впереди, размоет насыпь и заровняет дно, изрытое грузовиками и экскаваторами - то есть усилия рыбопромышленников тщетны. Зато ущерб, который уже нанесен речной экосистеме и новому поколению нерки, компенсировать будет уже невозможно. Поэтому вполне логично, что председатель рыболовецкой артели "Колхоз Красный труженик" (его участок выше по течению, чем компании «Витязь-Авто») в обращении к главе района и прокурору просит не только запретить ООО «Витязь-Авто» продолжать работы и наказать виновных, но и «обязать компанию вернуть русло реки и размеры острова в первоначальное состояние».
Если «Витязь-Авто» получит сертификат, для нее откроются новые европейские и западные цивилизованные рынки, на которых потребители хотят покупать только рыбу, вылов которой не наносит вреда экосистемам. Однако работы, производимые в русле Озерной, говорят о том, что ООО «Витязь-авто» и сертификат экологически ответственной рыбопромышленной компании – две несовместимые вещи.
Уже известно, что американской компании-сертификатору «MRAGAmericas» направлено сообщение о происходящем в Усть-Большерецком районе.
Рыбацкая общественность Камчатки надеется, что в руководстве Морского попечительского совета со всей серьезностью отнесутся к полученному известию, и там примут адекватные меры. Лучше всего, если направят независимых представителей, чтобы те выяснили, насколько «чисто» происхождение рыбы, которую перерабатывает действительно хороший современный завод компании.