Исследование микробиома рыб выявило скрытого паразита

Исследование микробиома рыб выявило скрытого паразита

В ходе постоянно проводимого анализа проблем с безопасностью и качеством рыбной продукции подведомственное Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРП» сообщает, что на сайте NewsFoodmagazine опубликована информация, согласно которой используя реконструкцию генома, международная команда исследователей обнаружила не описанного паразита, присутствующего во многих морских рыбах по всему миру.

Международное исследование, опубликованное Current Biology:
также проводилось в партнерстве с исследователями из Института эволюционной биологии (IBE), совместного центра Испанского национального исследовательского совета (CSIC) и Университета Помпеу Фабра (UPF).

Группа ученых из Школы морских, атмосферных и геологических наук имени Розенстила при Университете Майами отметила, что паразит относится к апикомплексам, одной из важнейших групп паразитов на клиническом уровне.

Хотя присутствие этого паразита оставалось «незамеченным» в предыдущих исследованиях, сообщается, что он географически и таксономически широко распространен среди видов рыб по всей планете и, по словам исследователей, может иметь последствия для коммерческого рыболовства и океанических пищевых цепей.

Впервые команда ученых охарактеризовала нового паразита у красногубой морской собачки — рыбы, обитающей в тропических рифах, а также выявила его присутствие у рыб по всему миру.

Для сбора данных ученые использовали инновационный метод реконструкции части генома паразита на основе данных секвенирования, полученных от его хозяина, и смогли обнаружить его присутствие в других рыбах с помощью генетических «штрихкодов» (ДНК-штрихкодирования).

Геномные данные исследования показывают, что этот паразит принадлежит к группе ранее не описанных организмов, получивших название ихтиоколиды, что происходит от латинского слова «обитатель рыб».

Реконструировав геном паразита, ученые совершили два прорыва. Во-первых, они открыли совершенно новый класс апикомплексов. Во-вторых, они определили определенный набор генов, которые функционируют как штрихкод для этого паразита. Этот штрихкод значительно облегчит обнаружение паразита в будущих образцах ДНК рыб или кишечных бактерий.

После своего открытия исследователи сравнили ДНК паразита с массивной базой данных микробиомов рыб — микроскопических сообществ организмов, живущих внутри рыб. Анализ выявил наличие паразита в большинстве изученных видов морских рыб, охватывающих все океаны.

Принимая во внимание ихтиоколиды, исследователи объяснили, что это паразит, относящийся к Apicomplexa, большой группе паразитов, включающей в себя тех, которые вызывают малярию и токсоплазмоз.

Хотя эти паразиты не представляют прямой угрозы здоровью человека, группа отмечает, что их изучение важно для здоровья океанических экосистем и получения более подробной информации об эволюции этих человеческих паразитов.

В том числе изучение ихтиоколлид не только открывает больше информации об эволюции основных паразитов, но и других основных чертах апикомплексанов, которые могут быть важны в клиническом смысле. Они могут использовать схожие механизмы заражения (поскольку они также являются кровяными паразитами) или иметь другую схожую биологию, которая может пролить свет на наше понимание других апикомплексанов», —считают исследователи.

Напомним, что информация о заболеваниях, вызванных употреблением в пищу рыбо- и морепродуктов или проблемах с их безопасностью и качеством, а также с нарушением стандартных процедур по рыбопереработке доступна на сайте ФГБУ «НЦБРП» в разделе «Анализ ветеринарных рисков»/ «Аналитические статьи»