Сегодня в соответствии с поручением президента от 21 марта причастные ведомства должны представить в правительство свои предложения по созданию механизма мониторинга мировых цен на водные биоресурсы (ВБР) для определения достоверной таможенной стоимости при их экспорте. Вопрос более чем актуальный, поскольку цены на ВБР, по словам президента ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, непредсказуемы.
Сейчас ФТС определяет таможенную стоимость ввозимой рыбы и прочей морепродукции по общепринятым процедурам, в основном по данным заключенных контрактов в сравнении с данными по идентичным товарам. Проблема в том, что с некоторыми странами - и среди них основные мировые потребители морепродуктов Япония и Южная Корея - отсутствует информационный обмен по этим товарам, поскольку торговля ВБР с ними ведется на 70% по "серым" схемам. А учитывая, что в год Россия экспортирует ВБР примерно на 2,5 млрд долларов, потери бюджета могут составлять немалую сумму. Однако, как известно, в контракте можно написать что угодно, а данные информационного обмена по аналогичным сделкам могут использоваться только при контроле таможенной стоимости, но никак не при ее корректировке, для которой необходимы официальные источники.
А вот с ними как раз и получается загвоздка. Конечно, есть Росстат, Росрыболовство, отраслевые НИИ, отраслевые союзы, крупные производители рыбопродукции. Но, по словам замглавы Аналитического центра при правительстве РФ Глеба Покатовича, для их данных характерна избыточная конкретизация и низкая оперативность, невозможность идентификации именно российской рыбы, трудность при сопоставлении результатов и опять-таки ограниченная возможность использования для корректировки таможенной стоимости.
С другой стороны, в соответствии с обязательствами России перед ВТО с 1 сентября вывозные пошлины на некоторые виды ВБР снижаются: с 5 до 3,75% для мороженой рыбы и с 10 до 7,5 по ракообразным. Мало того, по тем же обязательствам к 2016 году Россия должна обнулить экспортные пошлины по замороженной рыбе и живым, свежим, охлажденным, мороженым, готовым и консервированным ракообразным. Так стоит ли вообще создавать механизм мониторинга сроком действия в пару лет? По мнению представителя Росрыболовства Александра Савельева, не стоит, поскольку и так уже существует ряд международных информационных порталов, предоставляющих все необходимые данные за символическую стоимость. А вот Герман Зверев уверен, что такой инструмент нужен в любом случае, так как данными по внешнеторговым сделкам пользуются не только таможенные, но и налоговые органы.
"Такой механизм просто необходим, - сообщил "РБГ" заведующий лабораторией экономики и статистики рыбохозяйственного комплекса ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Сергей Синяков, - и прежде всего для защиты отечественной продукции и активного ее продвижения на внутренний и внешний рынки. Сейчас средняя цена отечественной экспортной продукции в 1,9 раза ниже мировой. Причина - низкая доля переработки рыбы. В то же самое время прилавки российских магазинов забиты импортным филе (не исключено, что изначально оно российского происхождения). И это не выбор покупателей - это навязывание спроса иностранным производителем и действующим в России торговым капиталом. И здесь как нельзя кстати поручение президента от 19 августа о закупках российской рыбопродукции для государственных и муниципальных нужд. Это может создать постоянный механизм ее продвижения, защитит отечественного производителя на внутреннем и на внешнем рынках, создаст альтернативу зарубежному рынку и приведет к росту доли продукции высокой степени переработки и цены экспортной продукции".
Эксперты додискутировались до того, что решили рекомендовать правительству создать отдельную аналитическую структуру по мониторингу цен на рыбопродукцию. Причем его сотрудники должны будут не просто копировать сведения с известных порталов fish.net и fis.com, а адаптировать их к российским реалиям, то есть создать собственную базу достоверных и проверяемых данных. "Аналитическая информация необходима для принятия решений, - считает исполнительный директор рыбного союза Сергей Гудков, - такой мониторинг повысит прозрачность рынка и доверие к нему не только со стороны органов государственной власти, но и, к примеру, банков, работающих с рыбаками, переработчиками или трейдерами".
Разумеется, при этом не нужно мониторить цены на всю рыбу подряд, а создать ТОП-20 или ТОП-25 наиболее популярных видов. Это сельдь, минтай, хек, треска и валютоемкие крабы, лангусты. Информация о ценах на них должна показывать тенденции на рынке в режиме реального времени.
Однако эксперты и участники рынка так и не пришли к выводу, при каком ведомстве такой аналитический центр может быть создан. По крайней мере и представители ФТС, и Росрыболовства от такой миссии открестились и кивнули на отраслевые ассоциации. Бизнес же склонялся к тому, что это все-таки забота органов государства, поскольку автономная структура может запросто монополизировать свои исследования и выдать их за единственно верные.
"Сегодня нет полного представления о том, что происходит в отрасли. Функция выработки государственной политики по реализации рыбопродукции, экспорту или импорту ни за кем не закреплена. На наш взгляд, необходимо рекомендовать правительству, чтобы оно все-таки вернулось к вопросу закрепления за Росрыболовством всего комплекса отношений - от вылова рыбы до ее реализации. Когда эта задача будет поставлена, в ходе ее решения будут предложены и механизмы мониторинга, и контроля цен", - считает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин.