Понедельник, 24 апреля, 2017 года: USD = , EUR = ,

Станислав Стандрик, член Общественного совета при Росрыболовстве, руководитель ФГУП «Нацрыбресурс»: «Роспродсеть — мировой опыт и российская специфика»

29 ноября 2013, 12:12

В целях реализации задач по обеспечению населения морепродуктами мы вместе с Федеральным агентством по рыболовству осуществляем комплекс мероприятий по модернизации отраслевых объектов переработки, логистики, оптовой и розничной торговли.

Станислав Стандрик, член Общественного совета при Росрыболовстве, руководитель ФГУП «Нацрыбресурс»: «Роспродсеть — мировой опыт и российская специфика»

Высокие санитарные требования и энергоемкость обуславливают наибольшие затраты на организацию торговли, транспортировки и хранения рыбопродукции сравнительно с другими видами продовольствия. Изучение мировой практики показало, что узкая специализация оптово-торгового звена исключительно на морепродуктах экономически неэффективна – движение отраслевой продукции от производителя к потребителю должно осуществляться по тем же каналам, что и другие продукты питания.

Анализ возможных путей улучшения логистики снабжения населения морепродуктами дает основания для вывода о том, что сегодняшнее состояние российской оптовой торговли продуктами питания замедляет экономический рост и препятствует решению задач Доктрины продовольственной безопасности страны.

Оптовое звено значительно отстает от производства и розницы и сдерживает их развитие.

«Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года», утвержденной приказом Мипромторга России от 31 марта 2011 г. №422 в числе пяти ключевых проблем торговой отрасли России выделяются недостаточная эффективность государственного регулирования (в том числе – отсутствие регулирования оптовых компаний, слабое вмешательство ФАС России, низкая степень регулирования процесса взаимодействия производителей и торговых организаций), недостаточный уровень развития инфраструктуры и проблемы развития малого бизнеса в торговле.

Наряду с отмеченными в этой Стратегии проблемами следует также отметить следующее.

Материальную базу оптовой инфраструктуры составляет большое число унаследованных от советского периода, небольших по размерам, разрозненных, устаревших морально и физически продуктовых складов, баз и рынков. Эти объекты не приспособлены к современным технике и технологиям, зачастую находятся в черте города, расположены вне сегодняшних направлений товарных потоков, а главное — не соответствуют потенциалу производства продуктов питания.

В отсутствие специального государственного регулирования большинство региональных оптовых рынков монополизировано частными структурами, что сопровождается ограничением доступа отечественных производителей, ростом цен и доли импортного продовольствия. Особенно страдают малые предприятия – производители сельхозпродукции и торговые компании, наиболее уязвимые в условиях существующих административных барьеров, проблем подключения к инженерным коммуникациям, доступа к помещениям и производственным площадям.

Это приводит к целому комплексу системных проблем в самых разных областях:

- сужению сбыта и объемов выпуска российских производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- уменьшению доли рынка отечественной продовольственной продукции;

- завышению розничных цен;

- отсутствию контроля происхождения продуктов питания;

- непрозрачности ценообразования и расчетов;

- нелегальному наличному денежному обороту;

- усугублению транспортных проблем крупных городов;

- незаконной миграции и социальной напряженности.

В этих условиях, при отсутствии конкретных шагов на федеральном уровне, многие российские регионы, в первую очередь крупные городские агломерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) пытаются решать проблемы модернизации товаропроводящей инфраструктуры самостоятельно.

Так, в рамках мероприятий Петербургского экономического форума был дан старт проекту создания Агропромышленного парка Санкт-Петербурга с планируемым годовым грузооборотом в 1,3-3,2 млн тонн или 130-300 млрд руб. в стоимостном измерении. Соответствующий меморандум был подписан губернатором Санкт-Петербурга, подведомственным Росрыболовству Федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы», ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», государственной компанией Испании Mercados Centrales de Abastecimientos, S.A. (Mercasa).

Аналогичные петербургскому проекты разрабатываются правительствами Москвы и Московской области. Приступили к проработке вопроса Казань, Ростов-на-Дону, Пермь.

B большинстве развитых стран розничное снабжение населения и сектора общественного питания продовольственной продукцией опирается на крупные специализированные оптовые производственно-торговые комплексы. Эти комплексы обрабатывают от 20% до 60% продовольственного грузооборота, и создаются и управляются при активном участии и под контролем государства в лице как федеральных, так и местных властей.

На сегодняшний день наиболее успешной в мире может быть признана модель испанской государственной компании Mercasa, которая создана на основе специального закона в 1965 г. «в высоких целях снабжения населения Испании качественными продуктами питания» и имеет успешный полувековой опыт управления 23-мя региональными продовольственными комплексами в Испании во взаимодействии с местными властями и ассоциациями производителей и оптовиков. Годовой объем заключаемых сделок превышает 10 млрд евро. Предприятие является прибыльным при минимальном увеличении конечной цены продукции. Кроме того, Mercasa приняла участие в создании и управлении аналогичными объектами на территории пятнадцати стран.

Строительство и функционирование в Российской Федерации региональных комплексов такого рода без участия федеральных органов власти не позволит системно решить целый блок вопросов: сквозной контроль происхождения и качества продукции, доступ к сбыту отечественных производителей, прозрачность ценообразования, легальный денежный оборот, создание единой в масштабах страны системы перемещения больших партий продуктов питания.

В сотрудничестве с Mercasa мы разработали концепцию федеральной сети центров оптовой торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения «Российская продовольственная сеть» — Роспродсеть, включая пилотный проект в Санкт-Петербурге и проект в Московском регионе. Именно эта концепция легла в основу вышеуказанного проекта «Агропромышленного парка Санкт-Петербурга». Концепция Роспродсети была поддержана Минэкономразвития, Минпромторгом, администрацией Московской области.

Ключевыми особенностями создания и функционирования Роспродсети являются:

- специальное законодательное регулирование на федеральном и региональном уровне;

- создание региональных комплексов по единым федеральным стандартам с учетом специфики конкретных регионов, с объединением в единую сеть;

- государственный контроль через участие специализированной федеральной государственной компании совместно с региональными властями в уставных капиталах и администрировании операторов региональных комплексов;

- приоритет государственного контроля в обеспечении соблюдения стандартов функционирования комплексов без вмешательства в хозяйственную деятельность производителей, оптовиков и сервисных компаний;

- организация системы идентификации и контроля за перемещением сельскохозяйственной продукции для обеспечения эффективного ветеринарного и фитосанитарного контроля с соблюдением принципа «единого окна»;

- концентрация в рамках единого комплекса производства, торговли, предпродажной подготовки, финансовых, логистических и других необходимых сервисов;

- финансирование преимущественно за счет внебюджетных источников и использования механизмов государственно-частного партнерства.

Реализация проекта должна привести к ощутимым положительным социально-экономическим результатам в масштабе экономики в целом, а именно:

- ускорению темпов экономического роста в размере до 0,1-0,3%;

- увеличению ВВП до 0,3 — 0,5% в год в сопоставимых ценах;

- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и социальные фонды на 100 — 150 млрд руб. в год;

- увеличению инвестиций в основной капитал на 250–350 млрд руб. в течение 5 – 7 лет;

- увеличению занятости (около 200 тыс. современных рабочих мест без учета косвенной занятости);

- сведению к минимуму незаконной трудовой миграции и бесконтрольного денежного оборота;

- переходу на безналичный расчет в сфере оптовой торговли продовольственной продукцией;

- формированию справедливой рыночной цены и как следствие — снижению цен на основные продукты питания до 15-20% по отдельным позициям;

- увеличению доли отечественной продукции на продовольственном рынке, созданию резервных региональных центров хранения продуктов питания;

- укреплению единого экономического пространства от Калининграда до Дальнего Востока.

В конечном итоге будет оказано значительное содействие решению задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по надежному обеспечению населения страны продуктами питания, развитию отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Для реализации проекта необходимо осуществить следующие первоочередные шаги:

1. Создать или наделить полномочиями федеральную государственную компанию, которая совместно с региональными властями учредит управляющие компании в регионах и будет обеспечивать соблюдение общегосударственных интересов и единых федеральных стандартов в процессе создания и функционирования региональных комплексов.

2. Разработать и утвердить нормативную базу о деятельности оптовых центров торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения.

3. Разработать и утвердить государственную программу, предусматривающую меры административной поддержки и предоставления льгот инвесторам без прямого бюджетного финансирования.

Источник: Продмагазин

Также в разделе:

У рыбоводов Челябинской области в мае начнется «посевная»...

Прогноз по лососевой путине 2017г на Камчатке "достаточно хорош" - глава Росрыболовства...

Ассоциация рыболовов Украины бьет тревогу: украинцы начали потреблять очень мало рыбы и рыбного продукта...

Специалисты ТИНРО-Центра приняли участие в сессии Ученого совета Организации по морским наукам Северной Пацифики...

Из-за высоких уловов подешевели селёдка и минтай...

Почти 190 тысяч тонн лосося планируется добыть на Камчатке в период путины 2017 года...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Нацрыбресурсы и Находкинский морской рыбный порт заключили договор с учетом интересов рыбной отрасли
15 марта 2017, 14:20
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации ПР-1771 от 10 сентября 2016 года ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» заключил долгосрочный договор аренды шести причалов сроком на 49 лет с АО «Находкинский морской рыбный порт». В рамках заключенного договора АО...
Генпрокуратура проверит работу «Нацрыбресурсов» после жалобы Камчатки
20 апреля 2015, 10:14
Деятельность руководства предприятия «Нацрыбресурсы» ставит под угрозу экономическую стабильность рыбопромышленников на Камчатке и в других регионах Дальнего Востока.Об этом губернатор Камчатки Владимир Илюхин заявил на совместном заседании коллегий генеральной прокуратуры РФ и...
Стенка преткновения
25 ноября 2014, 08:40
 Арбитражный суд Приморья отклонил иск Владивостокского морского рыбного порта к ФГУП «Нацрыбресурсы», в котором порт настаивал на заключении аренды на причалы на своих условиях. В рамках изменения механизма управления причалами на Дальнем Востоке все сооружения переходят в...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы:
Горячее предложение