Четверг, 8 декабря, 2016 года: USD = 63.9114, 0,0373 EUR = 68.5002, -0,19

Станислав Стандрик, член Общественного совета при Росрыболовстве, руководитель ФГУП «Нацрыбресурс»: «Роспродсеть — мировой опыт и российская специфика»

29 ноября 2013, 12:12

В целях реализации задач по обеспечению населения морепродуктами мы вместе с Федеральным агентством по рыболовству осуществляем комплекс мероприятий по модернизации отраслевых объектов переработки, логистики, оптовой и розничной торговли.

Станислав Стандрик, член Общественного совета при Росрыболовстве, руководитель ФГУП «Нацрыбресурс»: «Роспродсеть — мировой опыт и российская специфика»

Высокие санитарные требования и энергоемкость обуславливают наибольшие затраты на организацию торговли, транспортировки и хранения рыбопродукции сравнительно с другими видами продовольствия. Изучение мировой практики показало, что узкая специализация оптово-торгового звена исключительно на морепродуктах экономически неэффективна – движение отраслевой продукции от производителя к потребителю должно осуществляться по тем же каналам, что и другие продукты питания.

Анализ возможных путей улучшения логистики снабжения населения морепродуктами дает основания для вывода о том, что сегодняшнее состояние российской оптовой торговли продуктами питания замедляет экономический рост и препятствует решению задач Доктрины продовольственной безопасности страны.

Оптовое звено значительно отстает от производства и розницы и сдерживает их развитие.

«Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года», утвержденной приказом Мипромторга России от 31 марта 2011 г. №422 в числе пяти ключевых проблем торговой отрасли России выделяются недостаточная эффективность государственного регулирования (в том числе – отсутствие регулирования оптовых компаний, слабое вмешательство ФАС России, низкая степень регулирования процесса взаимодействия производителей и торговых организаций), недостаточный уровень развития инфраструктуры и проблемы развития малого бизнеса в торговле.

Наряду с отмеченными в этой Стратегии проблемами следует также отметить следующее.

Материальную базу оптовой инфраструктуры составляет большое число унаследованных от советского периода, небольших по размерам, разрозненных, устаревших морально и физически продуктовых складов, баз и рынков. Эти объекты не приспособлены к современным технике и технологиям, зачастую находятся в черте города, расположены вне сегодняшних направлений товарных потоков, а главное — не соответствуют потенциалу производства продуктов питания.

В отсутствие специального государственного регулирования большинство региональных оптовых рынков монополизировано частными структурами, что сопровождается ограничением доступа отечественных производителей, ростом цен и доли импортного продовольствия. Особенно страдают малые предприятия – производители сельхозпродукции и торговые компании, наиболее уязвимые в условиях существующих административных барьеров, проблем подключения к инженерным коммуникациям, доступа к помещениям и производственным площадям.

Это приводит к целому комплексу системных проблем в самых разных областях:

- сужению сбыта и объемов выпуска российских производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- уменьшению доли рынка отечественной продовольственной продукции;

- завышению розничных цен;

- отсутствию контроля происхождения продуктов питания;

- непрозрачности ценообразования и расчетов;

- нелегальному наличному денежному обороту;

- усугублению транспортных проблем крупных городов;

- незаконной миграции и социальной напряженности.

В этих условиях, при отсутствии конкретных шагов на федеральном уровне, многие российские регионы, в первую очередь крупные городские агломерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) пытаются решать проблемы модернизации товаропроводящей инфраструктуры самостоятельно.

Так, в рамках мероприятий Петербургского экономического форума был дан старт проекту создания Агропромышленного парка Санкт-Петербурга с планируемым годовым грузооборотом в 1,3-3,2 млн тонн или 130-300 млрд руб. в стоимостном измерении. Соответствующий меморандум был подписан губернатором Санкт-Петербурга, подведомственным Росрыболовству Федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы», ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», государственной компанией Испании Mercados Centrales de Abastecimientos, S.A. (Mercasa).

Аналогичные петербургскому проекты разрабатываются правительствами Москвы и Московской области. Приступили к проработке вопроса Казань, Ростов-на-Дону, Пермь.

B большинстве развитых стран розничное снабжение населения и сектора общественного питания продовольственной продукцией опирается на крупные специализированные оптовые производственно-торговые комплексы. Эти комплексы обрабатывают от 20% до 60% продовольственного грузооборота, и создаются и управляются при активном участии и под контролем государства в лице как федеральных, так и местных властей.

На сегодняшний день наиболее успешной в мире может быть признана модель испанской государственной компании Mercasa, которая создана на основе специального закона в 1965 г. «в высоких целях снабжения населения Испании качественными продуктами питания» и имеет успешный полувековой опыт управления 23-мя региональными продовольственными комплексами в Испании во взаимодействии с местными властями и ассоциациями производителей и оптовиков. Годовой объем заключаемых сделок превышает 10 млрд евро. Предприятие является прибыльным при минимальном увеличении конечной цены продукции. Кроме того, Mercasa приняла участие в создании и управлении аналогичными объектами на территории пятнадцати стран.

Строительство и функционирование в Российской Федерации региональных комплексов такого рода без участия федеральных органов власти не позволит системно решить целый блок вопросов: сквозной контроль происхождения и качества продукции, доступ к сбыту отечественных производителей, прозрачность ценообразования, легальный денежный оборот, создание единой в масштабах страны системы перемещения больших партий продуктов питания.

В сотрудничестве с Mercasa мы разработали концепцию федеральной сети центров оптовой торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения «Российская продовольственная сеть» — Роспродсеть, включая пилотный проект в Санкт-Петербурге и проект в Московском регионе. Именно эта концепция легла в основу вышеуказанного проекта «Агропромышленного парка Санкт-Петербурга». Концепция Роспродсети была поддержана Минэкономразвития, Минпромторгом, администрацией Московской области.

Ключевыми особенностями создания и функционирования Роспродсети являются:

- специальное законодательное регулирование на федеральном и региональном уровне;

- создание региональных комплексов по единым федеральным стандартам с учетом специфики конкретных регионов, с объединением в единую сеть;

- государственный контроль через участие специализированной федеральной государственной компании совместно с региональными властями в уставных капиталах и администрировании операторов региональных комплексов;

- приоритет государственного контроля в обеспечении соблюдения стандартов функционирования комплексов без вмешательства в хозяйственную деятельность производителей, оптовиков и сервисных компаний;

- организация системы идентификации и контроля за перемещением сельскохозяйственной продукции для обеспечения эффективного ветеринарного и фитосанитарного контроля с соблюдением принципа «единого окна»;

- концентрация в рамках единого комплекса производства, торговли, предпродажной подготовки, финансовых, логистических и других необходимых сервисов;

- финансирование преимущественно за счет внебюджетных источников и использования механизмов государственно-частного партнерства.

Реализация проекта должна привести к ощутимым положительным социально-экономическим результатам в масштабе экономики в целом, а именно:

- ускорению темпов экономического роста в размере до 0,1-0,3%;

- увеличению ВВП до 0,3 — 0,5% в год в сопоставимых ценах;

- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и социальные фонды на 100 — 150 млрд руб. в год;

- увеличению инвестиций в основной капитал на 250–350 млрд руб. в течение 5 – 7 лет;

- увеличению занятости (около 200 тыс. современных рабочих мест без учета косвенной занятости);

- сведению к минимуму незаконной трудовой миграции и бесконтрольного денежного оборота;

- переходу на безналичный расчет в сфере оптовой торговли продовольственной продукцией;

- формированию справедливой рыночной цены и как следствие — снижению цен на основные продукты питания до 15-20% по отдельным позициям;

- увеличению доли отечественной продукции на продовольственном рынке, созданию резервных региональных центров хранения продуктов питания;

- укреплению единого экономического пространства от Калининграда до Дальнего Востока.

В конечном итоге будет оказано значительное содействие решению задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по надежному обеспечению населения страны продуктами питания, развитию отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Для реализации проекта необходимо осуществить следующие первоочередные шаги:

1. Создать или наделить полномочиями федеральную государственную компанию, которая совместно с региональными властями учредит управляющие компании в регионах и будет обеспечивать соблюдение общегосударственных интересов и единых федеральных стандартов в процессе создания и функционирования региональных комплексов.

2. Разработать и утвердить нормативную базу о деятельности оптовых центров торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения.

3. Разработать и утвердить государственную программу, предусматривающую меры административной поддержки и предоставления льгот инвесторам без прямого бюджетного финансирования.

Источник: Продмагазин

Также в разделе:

Минэкологии разработало программу сохранения хариуса и живокости в Подмосковье...

Запрет на добычу омуля ударит по местному населению прибрежных территорий Байкала...

Рыбная комиссия РСПП участвует в доработке правил распределения инвестиционных квот...

Чили: Cermaq Chile и Salmones Humboldt объявили о слиянии...

Евразийская экономическая комиссия изучит конкуренцию на рыбном рынке ...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Генпрокуратура проверит работу «Нацрыбресурсов» после жалобы Камчатки
20 апреля 2015, 10:14
Деятельность руководства предприятия «Нацрыбресурсы» ставит под угрозу экономическую стабильность рыбопромышленников на Камчатке и в других регионах Дальнего Востока.Об этом губернатор Камчатки Владимир Илюхин заявил на совместном заседании коллегий генеральной прокуратуры РФ и...
Стенка преткновения
25 ноября 2014, 08:40
 Арбитражный суд Приморья отклонил иск Владивостокского морского рыбного порта к ФГУП «Нацрыбресурсы», в котором порт настаивал на заключении аренды на причалы на своих условиях. В рамках изменения механизма управления причалами на Дальнем Востоке все сооружения переходят в...
Госрыбцентр: Результаты работ по воспроизводству тайменя и Хариуса в бассейне реки Лозьва в 2013 году.
26 июля 2013, 11:36
В 2013 году были продолжены работы по искусственному воспроизводству тайменя и хариуса в бассейне р. Лозьва. Целью работ является отработка биотехники подращивания молоди тайменя и хариуса до стадии сеголетка.На берегу р. Лозьва вблизи от устья р. Вижай создан рыбоводный участок для подращивания...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы: