Такой продукт, как тилапия, не считается дефицитом. Она доступна в больших объемах, имеет приятный вкус и ее легко готовить, она хорошо замерзает и размораживается, и кроме этого, весьма доступна в ценовом отношении. С точки зрения производства, производство этой рыбы признается устойчивым, для выращивания рыбы не требуется много корма, и это очень быстро растущий вид.
Хотя эти характеристики, несомненно, способствовали тому, что тилапия заняла 4 место в списке 10 наиболее потребляемых видов морепродуктов в США, по данным Национального института рыбного хозяйства (NFI), эта рыба далеко не так популярна в других странах. ЕС импортировал около 20700 метрических тонн тилапии в 2011 году, в то время как импорт в США превысил 192000 тонн, и разрыв, по прогнозам, будет гораздо шире, когда будут опубликованы статистические данные за 2012 год.
Есть две веские причины, почему тилапии до сих пор не завоевала в Европе такую же популярность, что и в Америке. Во-первых, она значительно дороже, чем пангасиус, а во-вторых, большая часть тилапии, которая попадала на европейский рынок за последние 10 лет, была довольно плохого качества, что и запятнало репутацию этой рыбы.
Большинство партий тилапии поставлялись из Китая и 90 процентов этих поставок отличались просто ужасным качеством. Рыба выглядела ужасно, и на вкус была ужасна. Это нанесло большой вреда репутации тилапии в ЕС, - говорит Руди Лампрехт, основатель компании по производству тилапии «Regal Springs», которая имеет рыбоводческие хозяйства в Центральной и Южной Америке.
"Кроме того, европейский рынок очень восприимчив к цене. Пангасиус был чрезвычайно успешным благодаря своей цене. Кроме того, недорогой пангасиус приятно выглядит", - отмечает он.
Швейцарский предприниматель Лампрехт основал свою компанию в 1988 году, и на сегодняшний день компания производит около 100 000 тонн тилапии в живом весе в год. Она экспортирует около 1200 тонн замороженной и 750 тонн свежей тилапии в США каждый месяц, но всего 250 тонн в Европу.
Из стран Северной Европы, которые являются наиболее восприимчивыми рынках, устойчивость спроса на тилапию является наиболее сильной в Соединенном Королевстве, которое импортировало около 675 тонн свежей и замороженной тилапии в 2011 году. Но в отношении этого рынка экспортеры, по крайней мере, указывают на тенденцию к увеличению экспорта, так как рынок импортировал всего 532 тонн в предыдущие 12 месяцев.
Еще одной проблемой, по мнению поставщиков, является то, что средний европейский потребитель знаком с треской, пикшей, лососем. Но мало кто знает что-либо о тилапии.