Япония и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе против ввоза в японские порты улова, незаконно добытого в российских водах. Но браконьерская продукция продолжает поступать в Страну восходящего солнца. Кого нам в этом винить?
Соглашение есть. Результата - нет
Соглашение было подписано в сентябре в рамках саммита АТЭС. Но, судя по всему, пока ощутимого эффекта нет. Почему? На этот вопрос пытаются ответить и мы, и японцы. В октябре на Камчатке побывал журналист японской газеты «Асахи Симбун» Мотоюки Маеда, который пишет о проблемах рыбной отрасли. В этот раз он пытается найти истоки российского браконьерства.
Сам он не сильно верит в результативность соглашения между нашими странами. По его словам, с августа в порт Вакканай поступило краба в 2-3 раза больше обычного количества.
Хотя если брать последние 10 лет, то спад в поставках очевиден. Но причина, скорее, в том, что браконьеры окончательно подорвали запасы российского краба.
«Когда я приехал на Хоккайдо в 2000 году, там можно было заказать тур, который включал поедание краба в очень больших количествах, - вспоминает Маеда-сан. - Сейчас такого уже нет. Размер краба - все меньше. В 2000 году я был удивлен тем, что в продаже было много самок краба. Конечно, это должно было сказаться на состоянии его популяций».
Однако этот российский ресурс все еще играет важную роль в экономике Японии. Сейчас на севере этой страны наблюдаются те же процессы, что и на побережье Камчатки. Поселки, которые традиционно жили рыболовством, теряют рабочие места, а значит и население.
«Главная причина в том, что в Японии стало меньше рыбы, - говорит японский журналист. - В этом плане большую помощь нам оказывают российские водные биоресурсы. Если они перестанут поступать в такой город как Вакканай, там сразу начнется кризис».
Стало быть, если спрос есть, то предложение будет при любых условиях?
Граница не на замке?
В 1997 году Россия бросила на охрану своих водных биоресурсов погранслужбу с ее боевыми кораблями и самолетами. Казалось бы, перед браконьерами встал надежный заслон. Но вот прошло 15 лет, а нас продолжают грабить.
На вопрос о том, почему так происходит, наши чиновники и контролеры кивают на Японию: мол, виновата она. Но, может, проблема в нас?
Когда в 2010 году на Камчатке судили группу коммерсантов, которые обвинялись в организации незаконного вылова 9 тысяч тонн российского краба, из уст обвинителей прозвучали потрясающие факты. Оказалось, что «неустановленные сотрудники Северо-Восточного пограничного управления Береговой охраны ФСБ» составляли неотъемлемую часть преступного сообщества. Они согласовывали график передвижения в нашей экономзоне судов с нелегальным крабом. Передавали браконьерам секретные данные о предстоящих проверках в районах промысла, о положении патрульных судов и самолетов.
Правда, присяжные посчитали, что вина подсудимых не доказана. Но суд не опроверг самого факта незаконного промысла. Поэтому уголовное дело не прекратили, а вернули в Следственный комитет при МВД на доследование. Но до сих пор остается тайной, кто были те «неустановленные сотрудники погрануправления». Зато теперь не тайна, что в Береговой охране ФСБ не все неподкупные.
Надо ли после этого объяснять, почему краб все еще уходит из России?
Проблема сложная. Решение простое
Во время нашего разговора Маеда- сан с дипломатичностью, присущей людям Востока, старался избегать острых углов и резких оценок. Но точка зрения японцев на происходящее очевидна: браконьерство в России – это проблема только России. Наши соседи не виноваты в том, что мы не можем навести порядок в собственных водах. С их стороны было бы глупо не пользоваться этим. Разве мы поступили бы иначе, окажись на их месте?
Конечно, договариваться с Японией и Южной Кореей необходимо. Но одни только соглашения с этими странами не решат проблему. По мнению ряда специалистов, Япония и Южная Корея по большей части служат только перевалочной или перерабатывающей базой для потока браконьерского улова, а главными рынками сбыта и потребителями являются США и Европа.
Даже если японцы с корейцами закроют порты для наших браконьеров, эту нишу займут Китай, Вьетнам и другие. Кандидатов хватает.
Поэтому главное, что мы должны сделать для борьбы с браконьерством, просто научиться охранять свои ресурсы. Остальное приложится.