ФСБ России предложила электронные торги для «научных» уловов
29 окт 2012, 17:45
791
На совещании по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, состоявшемся 8 октября у первого вице-премьера Игоря Шувалова, Федеральная служба безопасности предложила реализовывать водные биоресурсы, добытые при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, на электронных торгах с обязательным перечислением средств от их продажи в госбюджет.
Что это означает на практике для рыбохозяйственной науки, «Рыбацкой газете» прокомментировал директор Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии – ФГУП «ПИНРО» Юрий Лепесевич:
- Насколько мы понимаем, ФСБ не имеет ничего против собственно научных квот. ФСБ справедливо озабочена другим – возможными злоупотреблениями с научными квотами. Впрочем, мы считаем, что научные квоты в этом смысле ничем не выделяются из общего ряда, так как везде, где есть товарно-денежные отношения, возможны те или иные злоупотребления. Что же теперь – зарплату, что ли, людям не платить, если один на эту зарплату наркотики купит, а другой – напьется и под трамвай упадет? Но, в любом случае, наши желания в деле искоренения злоупотреблений с научными квотами совпадают на все 100 %.
Полное совпадение взглядов наблюдается и в другом вопросе – отменить обязанность по уничтожению законно пойманной рыбы. В случае принятия такого решения решается одна исключительно актуальная проблема - работа в зонах иностранных государств. Ведь сегодня деятельность нашего института в этих районах практически свернута в силу того, что выбрасывать рыбу за борт запрещено внутренним законодательством иностранных государств, а сохранение рыбы на борту расценивается российской судебной системой как изготовление рыбопродукции.
Однако, к сожалению, в одном вопросе у нас наблюдаются разногласия. Ведь что, по сути, представляет предложение ФСБ о реализации вылова, полученного при проведении исследований, на электронных торгах с обязательным перечислением всех денежных средств в федеральный бюджет?
На практике это выразится в огромной дополнительной головной боли для всех институтов, которой и близко не было до 2009 года. Напомню, что ранее научные сотрудники, проводившие исследования на арендованных судах, после окончания всех научных работ передавали рыбу судовладельцу, который обеспечивал все дальнейшие действия вплоть до реализации своей продукции. Теперь же институты будут отвечать за все: обработку рыбы, изготовление рыбопродукции, ее соответствие стандартам (при полнейшем, заметьте, отсутствии заинтересованности экипажа судна в качестве выполненной работы), возможные ошибки в отчетности, которые неизбежно влекут за собой штрафы, транспортировку от районов проведения исследований до портов выгрузки, организацию торгов, хранение рыбопродукции в течение всего времени до ее реализации и т.д. и т.п. И всё это, оказывается, для того, чтобы деньги ушли в бюджет, а не в институты, которые несут и бремя затрат, и колоссальную ответственность! И не забывайте, что на торги должен поступить пищевой продукт, который должен соответствовать всем САНПИНам и техрегламентам.
С правовой точки зрения не ясно, кто является при размещении на торгах владельцем рыбопродукции, и кто будет являться стороной договоров купли-продажи – государство? В чьем лице? Если институты будут передавать рыбу Росимуществу, то на кого будет возложено бремя вышеназванных затрат? Получается, что одним достаются только обязанности, а вторым – исключительно права.
Ключевой проблемой в любом случае остается вопрос: за счет каких средств будут покрываться расходы на аренду судов для проведения в полном объеме научных исследований, обработку рыбы выловленной в ходе НИР и выпуск продукции из нее?
На наш взгляд, решение проблемы возможно только за счет выручки от реализации произведенной рыбной продукции, полученной из ВБР после проведения научно-исследовательских работ, так как суммы средств государственного контракта с Росрыболовством на проведение биоресурсных исследований обеспечивают финансирование проведения НИР на арендованных судах на 5-7 % от необходимого.
Возможны как минимум два варианта. Первый: - полностью изолировать институты от уловов с момента завершения научных работы и передачи их судовладельцу на борту судна. Второй: - продумать механизм поступления средств в институты, допустить производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на арендованных судах рыбопромыслового флота при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях при условии реализации произведенной рыбной и иной продукции на открытых электронных торгах. Выручку от реализации произведенной рыбной и иной продукции зачислять на специальный счет института в банке для обеспечения прозрачности и контроля доходов и расходов получаемых средств. Расходование средств осуществлять в соответствии со сметой, утвержденной и согласованной с федеральным органом исполнительной власти на компенсацию расходов, связанных с выловом водных биоресурсов, проведение работ по изучению водных биоресурсов, на ремонт и модернизацию научно-исследовательского флота, закупку научных приборов и оборудования, проведение научных конференций и симпозиумов, на издательскую деятельность и др .
Кстати, уверен, что руководителей институтов устроит любой из этих вариантов. Ведь как ни крути, это будет все равно лучше, чем тот негатив, который мы имеем сейчас: сокращение исследований в иностранных водах, затраты на уничтожение уловов на берегу и т.д. и т.п.