Росрыболовство предложило ввести обязательную сертификацию уловов российских рыбаков. Чиновники надеются решить две задачи: с одной стороны, увеличить доходы в бюджет, с другой, поставить еще один заслон на пути браконьеров, которые нелегально сдают в страны АТР сотни тонн ценных биоресурсов. Участники рынка идею Росрыболовства не поддерживают, полагая, что борьба с нелегальным экспортом — лишь «маскировка распродажи национальных ресурсов и отъема квот у российских рыбаков». Эксперты участников рынка поддерживают, считая, что данная мера приведет лишь к тому, что легальных рыбопромышленников обложат очередным «оброком», который вряд ли будет способствовать развитию предприятий и отрасли в целом.
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний выступил с предложением сертифицировать уловы российских рыбаков в обязательном порядке. Выдаваемые сертификаты будут свидетельствовать о легальности морепродуктов, выловленных российскими рыбаками и поставляемых в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Система обязательной сертификации улова, которая опробована в Северной Атлантике, показала свою эффективность и такую практику мы хотим распространить на Дальнем Востоке»,— сказал Андрей Крайний. Он добавил, что в настоящее время ведутся переговоры о заключении соответствующих соглашений с Японией и Китаем. С другой стороны, обязательная сертификация внесет весомый вклад и в казну государства. «С учетом того, что мы экспортируем порядка 140 тыс тонн краба, ежа и других водных биоресуров, то применение сертификатов даст примерно 30 млрд руб. плюсом в казну РФ за счет импортных пошлин»,— сказал господин Крайний. Он отметил, ссылаясь на данные японской и корейской таможен, что только нелегальный вывоз краба ежегодно оценивается на уровне $800 млн.
Участники рынка к инициативе руководителя Росрыболовства относятся отрицательно, полагая, что она сильно ударит по бюджету компаний. «Таможенные платежи после введения законодательной нормы об обязательной доставке уловов водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации составляют менее 5 млрд рублей в год. Экспортируются свыше миллиона тонн рыбопродукции. Если верить заявлениям руководителя Росрыболовства, сборы за получение обязательного сертификата легальности добытых водных биоресурсов могут в шесть раз превысить объем собираемых таможенных платежей»,— говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его мнению, ссылки на опыт Северной Атлантики необоснованны, потому что ни США, ни Канада, ни Исландия, ни Фарерские острова (крупнейшие игроки рыбного рынка) не участвуют в системе сертификации уловов. Участники рынка считают, что Росрыболовство предлагает ущербный вариант международного сотрудничества для противодействия нелегальному экспорту водных биоресурсов. «Ведомство реализует схему «минтай в обмен на обещания»,— уверен господин Зверев. По его словам, Южная Корея пообещала ввести процедуру контроля за ввозом краба, а в обмен хочет увеличить квоту на вылов российского минтая до 50 тысяч тонн. Япония и Китай также хотят получить доступ к вылову минтая. «Поэтому все заявления руководителя Росрыболовства о борьбе с нелегальным экспортом водных биоресурсов на самом деле маскируют распродажу национальных ресурсов и отъем квот у российских рыбаков»,— считает господин Зверев.
Эксперты поддерживают участников рынка. «После того, как за предприятиями закрепили квоты на десятилетний период, вся политика государства направлена на ужесточение, даже ущемление рыбаков. Рыбопромышленников проверяют порядка 20 структур и ведомств»,— говорит редактор Fishnews.ru Елена Филатова. Она также напоминает, что тех, кто экспортирует рыбопродукцию, помимо российской стороны проверяют и иностранные партнеры. «Обязательная декларация уловов на территории РФ также вводилась под лозунгом борьбы с браконьерством и наполнения бюджета. Бюджет действительно наполнили, но только те, кто и раньше занимался легальным бизнесом. Те же, кто был «не чист на руку», по-прежнему идут в обход таможни»,— говорит эксперт. По мнению госпожи Филатовой, думать о развитии предприятия, об инвестициях и ждать прорывов от рыбопромышленного сектора в таких условиях невозможно. «При все нарастающем давлении рыбаки озабочены только одним — как с ним справиться»,— заключила эксперт.