Рыбопромышленникам разрешили вести прибрежный лов не только в 12-и мильной зоне, но и за ее пределами, причем без предоставления рыбопромыслового участка и по прибрежной квоте. Таким образом правительство намерено стимулировать развитие прибрежного рыболовства и, как следствие, прибрежных территорий. Предприниматели действия правительства оценивают положительно, надеясь увеличить рентабельность промысла. Аналитики поддерживают мнение участников рынка, однако опасаются что «на местах» данная норма обернется для рыбаков еще большим контролем и бюрократией.
Правительство РФ определило районы исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка и по прибрежной квоте. К таким районам отнесены экономзона и континентальный шельф Российской Федерации в Черном и Балтийском морях, а также ИЭЗ России в Баренцевом, Чукотском, Охотском, Беринговом, Японском морях и северо-западной части Тихого океана (постановлением № 162 от 22 февраля 2012 г.— «Ъ»). Таким образом, законодатели надеются стимулировать развитие прибрежного рыболовства и прибрежных территорий, сделать промысел наиболее эффективным. «Административное деление промыслового пространства на исключительную экономическую зону и зону прибрежного рыболовства и соответствующие ограничения свободы перемещения рыболовного флота между ИЭЗ и территориальным морем (включая запрет перегрузов продукции в море) не имеют под собой никаких биологических обоснований»,— рассказал в конце прошлого года на Дальневосточном научно-промысловом совете занимавший на тот момент пост вице-губернатора края по вопросам международного сотрудничества и туризма, рыбного хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия, ветеринарии, лицензирования и торговли Игорь Улейский. По его словам, искусственное ограничение привело к тому, что предприятия потеряли возможность вести эффективный лов как в экономзоне, так и в территориальных водах. По его оценке, из-за этого убытки только приморских рыбаков составляли 5-8 млрд руб. в год.
Участники рынка, занимающиеся прибрежным рыболовством, встретили постановление правительства с одобрением. «Рыба не знает границ. Поэтому отмена условной пограничной линии облегчит нам промысел, сделает освоение более эффективным»,— заявил «Ъ» председатель совета директоров группы компаний ООО «Фирма-Морепродукт Ко ЛТД», ООО РК «Норд-Ост», ООО «Примрыбмаркет» Игорь Ким. Помимо этого, прибрежники ожидают и увеличения рентабельности промысла. «В теплые месяцы мы недолавливали квоту и даже иногда приостанавливали промысел, потому как рыба уходила в более холодные воды за 12-тимильную зону. Сейчас же мы можем вести лов круглый год», — говорит господин Ким. По оценкам рыбопромышленников, «открытие» экономзоны позволит предприятиям увеличить выловы до 70%.
По оценкам координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, прибрежная квота на Дальнем Востоке составляет 20% общедопустимых уловов (почти 417 тыс. т). Кроме того, лососевая путина обеспечивает свыше 400 тыс. т в год. Таким образом, на Дальнем Востоке потенциальный водный биологический ресурс для прибрежного промысла составляет 800 тыс. т.
Приморские предприниматели уже отмечают сложности, связанные с реализацией правительственного постановления на практике. «У нас арестовали одно судно из-за нарушений, связанных с оформлением уловов, добытых за пределами 12-тимильной зоны»,— признался один из бизнесменов, пожелавший остаться неназванным. По его словам, на такую рыбу и продукцию распространяются все правила, действующие в отношении «промышленников». «То есть мы должны уведомлять о пересечении границы пограничников, оформлять соответствующим образом отход и приход судна в порту и продукцию, которую оно ввезет на территорию России. Уловы по правилам должны быть задекларированы, предъявлены таможенным, пограничным, портовым службам и инспекторам рыбоохраны. Если бы мы не выходили в экономзону, всех этих процедур можно было бы избежать»,— рассказал предприниматель.
Рыбаки, занимающиеся промышленным рыболовством, опасаются того, что вслед за открытием экономзоны прибрежники будут лоббировать и увеличение своих (прибрежных) квот. «Если же этого не произойдет, то для нас мало что изменится — ведь граница открыта «в одностороннем порядке». Мы же будем работать в прежнем режиме»,— заявил коммерческий директор ОАО «Дальрыба» Константин Кодолев.
Аналитики оценивают постановление правительства об открытии экономзоны для прибрежного рыболовства с осторожностью. «С одной стороны, это положительное решение, которого региональные власти добивались очень давно. Оно дает шанс регионам, живущим за счет прибрежного рыболовства, развиваться»,— говорит главный редактор РИА Fishnews.ru Елена Филатова. С другой стороны, по словам собеседницы, механизм реализации постановления пока до конца не определен. «Пока нет ясности, как данная норма будет работать на практике
и каким контролем и бюрократией она обернется для рыбаков. К сожалению, практика показывает, что зачастую положительные решения на местах трактуют довольно «изощренно»,— заключила эксперт.