Российские рыбаки могут строить флот на отечественных верфях
06 дек 2011, 10:03
662
Которые нужно довести до необходимого технического уровня и найти финансовое обеспечение судостроительных проектов.
В ноябре президент России Дмитрий Медведев подписал закон о поддержке отечественного судостроения. Напомним, данный нормативный акт предусматривает ряд налоговых льгот для российских судоверфей. Насколько это может сказаться на обновлении российского рыбопромыслового флота, и каким образом Федеральное агентство по рыболовству планирует использовать новые условия для этого, «Рыбацкая газета» выясняла у заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова.
- Без сомнения, принятие этого закона должно положительно сказаться на рыбной отрасли. Ни для кого не секрет, что российский рыболовный флот по большей части сильно изношен и требует обновления. Часть судовладельцев уже занимаются модернизацией своих судов и строительством новых. К сожалению, все заказы размещаются пока за рубежом ввиду архаичности отечественных верфей и их не способности и не желанием строить современный рыбодобывающий флот по приемлемым ценам в разумные сроки. Более того, крупнотоннажный флот на территории Российской Федерации никогда и не строился, поэтому опыта в этой области также нет. Поэтому у рыбаков нет никаких стимулов размещать заказы на отечественных верфях. Причем, как показывает практика, это и невозможно бывает сделать. На рабочей группе при Правительственной комиссии по проблемам рыбохозяйственного комплекса мы разбирали случаи, когда компании годами добивались возможности разместить заказ на российских верфях! Их просто отфутболивали, потому что интересен только госзаказ и желательно для оборонки: денег много, сроки можно не соблюдать, о функциональности можно не думать. Вся переписка и документация по этим мытарствам рыбаков и в Росрыболовстве и в Минпромторге есть.
В тоже время, очевидно, что для нормального развития рыбной отрасли нужен современный флот и качественный судоремонт, причем, желательно, на нашей территории. Все-таки более 75% всего вылова приходится на нашу исключительную экономическую зону. Кроме того, среди рыбаков есть достаточно желающих поддерживать именно российское судостроение.
Подписанный закон призван исправить ситуацию в отечественном судостроении. Преференциями и льготами, предусмотренными данным законом, будут пользоваться судовладельцы, чьи суда зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РМРС). Причем для судовладельцев, чьи суда построены на российских верфях после 1 января 2010 года и зарегистрированы в РМРС эти льготы будут более обширными. Это касается не только морских, но и речных судов.
Также закон внес ограничения на первичную регистрацию судов в РМРС для судов старше 15 лет, в настоящий момент зарегистрированных в иностранных реестрах судов, а также для судов старше 15 лет, выполняющих только каботажные рейсы.
Закон закрепил норму о нулевой ставке (сроком на 15 лет) страховых взносов, вносимых судовладельцем за членов экипажей судов с компенсацией этих взносов из государственного бюджета Российской Федерации (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Теперь судовладельцы получили возможность оплачивать только тоннажный сбор, а члены экипажей судов - только НДФЛ (13%). Члены экипажей судов, которые находятся за рубежом свыше 183 суток в году, по новому закону будут облагаться налогом по той же ставке 13%, вместо 30%-ной ставки, действовавшей ранее.
Закон предусматривает возможность заключать между судовладельцем и плавсоставом срочные трудовые договоры, но по соглашению сторон. Также возможно заключение бессрочных и рейсовых договоров.
Ряд льгот законом теперь будет предоставлено судостроительным и судоремонтным предприятиям, которые получат статус резидентов промышленно-производственных особых экономических зон (ОЭЗ). Упрощаются и процессы регистрации таких зон, а также их образование на любых землях, в том числе на частных.
Судостроительным предприятиям будут предоставляться льготы по налогу на имущество и земельному налогу – освобождение от уплаты налога на землю и налога на имущество на 10 лет вместо действующего 5-летнего срока. Также верфи получат освобождение от уплаты таможенных пошлин на ввозимое иностранное оборудование.
Учитывая все изложенное, Росрыболовство считает, что принятый закон крайне важен для отечественного судостроения и для рыболовства, в первую очередь за счет того, что срок окупаемости нового судна с нынешних 20 снизится до 10-12 лет. Принимая во внимание десятилетний срок закрепления долей квот за рыбохозяйственными предприятиями, это делает реально возможным инвестировать рыбакам в обновление своего флота на отечественных верфях. Осталось только верфи довести до необходимого технического уровня. При этом ключевое значение играет финансовое обеспечение судостроительных проектов. Над этим в настоящее время ведется активная работа в Росрыболовстве совместно с банковскими структурами и рыбохозяйственными организациями.