Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Ключ к палтусу лежит в Карском море

Фильтры

Регион

Новости

Ключ к палтусу лежит в Карском море

Долгое время считалось, что в холодных глубинах Карского моря добывать нечего. Но последние исследования показали, что там прекрасно освоился черный палтус - один из наиболее ценных в пищевом и коммерческом отношении обитателей северных морей.

К этому важнейшему для рыбной отрасли региона открытию ученые ПИНРО шли не один год. Еще в начале 80-х во время нескольких высокоширотных рейсов они собрали данные, на основании которых было запланировано дальнейшее, более углубленное изучение Карского моря и сопредельных вод. Но события девяностых поставили крест на этих намерениях.

Тогда возобладало убеждение, что рынок - это наиболее совершенная саморегулирующаяся система, которая все расставит по своим местам. «Государства в экономике должно быть настолько мало, чтобы его можно было утопить в ванне» - вот лозунг, под которым формировалась экономика новой России. И собственник природных ресурсов был практически полностью вытеснен из рыбной отрасли. В результате добывающий флот потерял большинство позиций, занятых в советское время в Мировом океане, промышленный вылов резко сократился, а россияне стали потреблять в два раза меньше рыбы. Только в последние годы пришло осознание, что свободная конкуренция и госрегулирование должны не противоречить друг другу, а дополнять.
- Работы в Карском море проводятся при поддержке руководства Росрыболовства. А это немалая ответственность: вдруг бы там ничего не оказалось? Значит, деньги потрачены зря? - поясняет заведующий научно-экспедиционным отделом ПИНРО Виктор Комличенко. - Но Андрей Крайний одобрил нашу идею исследования северных и северо-восточных районов Арктики. Год назад в проливе, который располагается между островом Греэм Белл Земли Франца-Иосифа и мысом Желания на Новой Земле, были установлены гидрологические буи с закрепленным на них высокотехнологичным оборудованием.
Основная цель этих дорогостоящих исследований была такой - определить интенсивность водообмена между Баренцевым и Карским морями. По теории, если этот процесс происходит достаточно активно, он обеспечивает энергообмен между Арктикой и Атлантикой. А там, где есть энергообмен, жизнь, как правило, бьет ключом.

- Это как кардиограмма, - объясняет, что называется, на пальцах, Комличенко. - У мертвого - ровная линия, а если есть всплески, значит, человек жив. Так и здесь. Расшифровка «кардиограммы» еще идет, это процесс длительный. Но еще одна экспедиция уже выяснила, что «пациент» не просто жив, а весьма бодр. На исследуемой акватории оказалось много молоди палтуса. Такие районы мы называем выростными. Предположительно, потом, взрослея, эта рыба мигрирует в районы нерестилищ, расположенные вдоль континентального склона от архипелага Шпицберген до Лофотенских островов Норвегии.

По мере продвижения научно-исследовательских судов на север и северо-восток Арктики размеры палтуса в уловах увеличивались. Вероятно, в перспективе появится реальная возможность его промышленного изъятия. Правда, ловить палтус в тех районах очень трудно, а тралом практически невозможно. Виной тому «губарь» и «морское сено». Так рыбаки называют своих злейших врагов - массовые скопления морской губки и полихетов. Эти обитатели дна забивают тралы, очищать которые приходится вручную. А вот если в этих местах ставить ярусы, можно взять палтуса промысловой длины. Но есть еще одна сложность - близость Северного полюса. В середине октября температура в районе исследований понизилась до минус 15 градусов, началось обледенение судна и наступление не мелко битого льда или отдельных льдин, а айсбергов, которые до следующего лета вытеснили научные суда из районов высокоширотных исследований.

Сегодня палтуса добывает только коренное население, живущее на побережье Норвегии. Промышленный лов закрыт с 1992 года. И то увеличение запаса, которое наблюдается сейчас, происходит именно благодаря мораторию.
Обнаружение экономически значимых объемов этой рыбы в Карском море - важное открытие, которое существенно усилит позиции России.

- Можно говорить о перспективе возвращения палтуса в строй, в ряд наших промышленных ресурсов, - делает оптимистичный прогноз заведующий экспедиционным отделом ПИНРО. - Но чтобы дать более точные оценки и рекомендации мурманскому рыбодобывающему бизнесу, надо сделать полноценную траловую съемку запасов и согласовать наши выводы с норвежскими коллегами. Этим летом мы специально взяли с собой норвежского специалиста на борт, чтобы он убедился: в Карском море и дальше, там, где никогда не проводились траловые съемки, обитает большое количества молоди палтуса.
- А зачем понадобилось его убеждать?

- Не лично его - но норвежскую науку. Это очень важно. Сейчас идет интенсивный поиск «ключа» для палтуса - принципа разделения промыслового запаса рыбы между странами, которые им совместно управляют. Норвежцы настаивают на том, что им должна принадлежать большая доля. Наша позиция - пятьдесят на пятьдесят. Поэтому очень важно собрать научные и экономические доводы в пользу позиции России. В частности, тот факт, что молодь палтуса обитает в Карском море, дает нам дополнительные веские аргументы для отстаивания национальных интересов.

Будущей весной ученые ПИНРО планируют продолжить экспедиции в Арктику. Кроме того, предстоят генетические исследования собранных в этом году проб, которые позволят определить видовую принадлежность скоплений палтуса, обнаруженного в Карском море.

- Рыбохозяйственная наука возвращается в Мировой океан, и прежде всего в Арктику. Почему именно туда? Да потому, что там не только формируются и воспроизводятся значительные запасы промысловых гидробионтов, но и идет интенсивная подготовка к активной фазе освоения углеводородного сырья. Что важнее? На первый взгляд, углеводороды. Но несложно посчитать, что тонна трески или палтуса стоит раз в десять дороже, чем тонна нефти. Кроме того, рыба, в отличие от углеводородов, - ресурс возобновляемый и в принципе бесконечный. И средств для ее добычи нужно вкладывать намного меньше. Поэтому важно и то, и другое, - подчеркивает Виктор Комличенко. - Сейчас благодаря восстановлению позиций государства в рыбохозяйственной науке мы резко активизируем сотрудничество нефтегазовой и рыбной отраслей для обеспечения экологической безопасности, сохранения морских биоресурсов и среды их обитания. В связи с этим ПИНРО в ближайшие годы планирует расширить границы исследований за пределы Карского моря далее на восток - в высокие широты моря Лаптевых, куда прежде ученые нашей специальности не заглядывали.

Источник: mvestnik.ru

Также в разделе

Комментарии (0)