Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Икра черная, латвийская

Фильтры

Регион

Новости

Икра черная, латвийская

Черная малосольная икра продается в универмагах Harvey Nichols по 50 фунтов (примерно 40 латов) за баночку весом в 56 граммов. На баночке значится имя производителя — ООО Mottra.

В знаменитую сеть магазинов, специализирующуюся на предметах роскоши и деликатесах, черная икра попала из-под Кекавы. Где в обычном с виду производственном здании без всякой вывески уже много лет выращивают осетров и другие виды рыб.

ООО Mottra — латвийско-российское предприятие. Основали его люди, как минимум двадцать лет занимающиеся разведением рыбы. А один из совладельцев бизнеса — Сергей Васильевич Трачук — так и вовсе страстный аквариумист с детства, хотя по профессии инженер.

Он рассказал нам о методе выращивания рыбы в системах замкнутого водоснабжения. Если вкратце, то рыба живет в бассейне с постоянно циркулирующей водой. Воду насыщают кислородом, обеззараживают ультрафиолетом и очищают от продуктов жизнедеятельности при помощи механических фильтров и биореактора.

Лет через 40, как считает Сергей Васильевич, именно из ферм, работающих по такому принципу, будет поступать основная часть рыбной продукции. К этому все идет: экология ухудшается, квоты на промышленный отлов уменьшают.

Рыбозаводы сейчас строят по всему миру. Фирма Mottra делает ставку на наиболее ценную продукцию — осетра, тиляпию (нильскую и иорданскую), африканского сома (отличается малым содержанием жира). Есть идея освоить и совсем экзотические виды.

Совершенно секретно

Резиновые сапоги здесь — часть рабочей униформы. Но основное время сотрудники фирмы проводят, видимо, наблюдая за параметрами системы. В белых халатах мы заходим в помещение, где в бетонных резервуарах плещутся осетры, стерлядь, белуги-альбиносы (они дают очень ценную "золотую" икру") и т.д. Причем рыбы разделены не только по виду, но и по возрасту. Резвые востроносые осетрики длиной с ладонь — "майские", солидные особи длиной около метра — пяти-, шестилетки. Всюду автоматика, журчание воды, и наш экскурсовод строго следит, куда направлена фотокамера: чтобы в кадр, не дай бог, не попало ничего из оборудования.

"Постройка бассейнов и системы водоснабжения, собственно выращивание рыбы, получение продукции и дальнейшая переработка: каждый этап требует знания определенных технологий, — объясняет Сергей Васильевич. — Себестоимость продукции пока высока, потому что организация такого производства требует дорогого оборудования, большого потребления энергии, привлечения высококвалифицированных специалистов и их обучения. Среди наших сотрудников есть ученые, доктора наук, и мы все время думаем, как удешевить процесс без потери качества. Могу смело утверждать, что мы придумали много способов, как решать задачи гораздо проще, чем это делают наши коллеги в других странах".

Компания оформила восемь патентов и еще два находятся в процессе оформления. Впрочем, теперь здесь с патентами не спешат. "Мы заметили, что за нами стали следить рыбоводческие фермы из других стран. И зачем нам раскрывать секреты раньше времени? Ведь оформленный патент — это же пища к размышлению. Теперь мы стараемся сначала осуществить задумку, а потом уже патентовать. Кстати, многие наши конкуренты из Китая, Америки ведут аналогичную политику в области изобретений. То есть держат свои наработки в секрете".

Рыба на перспективу

Системы замкнутого водоснабжения имеют много преимуществ. Во-первых, выращивать рыбу таким способом можно в любом месте — на Экваторе, на Северном полюсе и т.д.

Во-вторых, можно контролировать параметры экологической чистоты. Так, вода для бассейнов на фирме Mottra берется из артезианской скважины глубиной 200 метров и дополнительно очищается. "Комплекс больше, чем на пивзаводе". Кормится рыба тоже экологически чистыми кормами, со всеми биосертификатами. И даже сами бассейны представляют собой короба из бетона, что считается лучшим вариантом, нежели емкости из пластика.

В-третьих, системы можно настроить на любой, самый экзотический вид рыбы...

Одна только беда: дорого получается.

"Вот, скажем, у нас имеется два вида тиляпии, — говорит Сергей Васильевич. — Одна из которых — гибридный вид. Ее производить выгодно, и именно поэтому ее выращивают в Китае и на Тайване, поставляя в наши магазины в замороженном виде. Но мы производим также тиляпию "в чистом виде": она дороже, но гурманы ее ценят. Поставляем ее в живом виде (на льду) в магазины Sky, RIMI, Stockman и MC2.

В Европу же ее продавать нет смысла. Замороженной ее там и так завались, а везти живую сложно. Ну доставим мы 10 тонн тиляпии, а дальше что? Ее надо содержать где-то, то есть строить такие же замкнутые системы с циркулирующей водой. Может быть, тогда лучше сразу и выращивать ее там? Много вопросов.

Да и в Латвии, если честно, продажа живой рыбы особой прибыли пока не приносит. К тому же в условиях кризиса резко упали объемы продаж: практически в три раза. Рыба-то из дорогих...

Так что это направление мы рассматриваем пока как работу на перспективу".

Дойка рыбы

А вот осетры, по идее, должны приносить прибыль уже сейчас, и в этой связи удачен уже сам выбор страны для постройки завода. "Мы предполагали, что Россия когда-нибудь запретит экспорт черной икры, и кроме того, всегда выгодно иметь производство на территории Евросоюза".

Испокон веков икру добывали, вспарывая рыбе брюхо. Чтобы сохранить жизнь особи и тем самым увеличить "срок ее использования" раз этак в пятнадцать, в России придумали ее доить.

В природе русский осетр способен давать икру лишь начиная с 12-15 лет, белуга — с 15-20 лет. В неволе же благодаря теплой воде и усиленному питанию половое созревание рыб наступает в три раза быстрее — уже начиная с четырех лет.

Опять-таки, в жизни осетр идет на нерест всю зиму, проплывая подо льдом сотни километров. На ферме под Кекавой зимовку обеспечивают искусственно — постепенно уменьшая температуру до минус 10. Четыре холодных месяца рыба проводит в анабиозе — в это время "зачинается" икра. Работники фермы контролируют процесс при помощи ультразвукового обследования особей. Затем рыба постепенно выводится из спячки и переходит в теплые бассейны (около 20 градусов), где должно наступить созревание икры.

Если очередное УЗИ покажет, что икра созрела, рыбе делают массаж и осетрихи либо сами сливают икру (кстати, икра может составлять до 15% от веса самой рыбины), либо им делают небольшой разрез. Вся операция занимает одну-две минуты, максимум — пять минут. Затем их возвращают в воду, чтобы через год или два снова получить икру.

Опять-таки преимущество систем замкнутого цикла в том, что икру можно получать в любое время года.
О цене икры

В бассейнах фирмы плещется примерно десять тонн рыбы и, по идее, производственные мощности компании — одна тонна икры в год. Но это только теоретически.

"Производить мы можем много, — соглашается Сергей Трачук, — но пока этого не делаем. Мы долгое время занимались тем, что добивались высокого качества. А когда достигли его, то оказалось, что это надо еще и суметь реализовать. Потому что мы не можем продавать икру по 300 долларов за килограмм, как браконьеры. У нас этот килограмм стоит около тысячи евро (оптовая цена). Поэтому в прошлом году мы стали развивать сеть представительств в других странах, которые будут распространять наш продукт. Они уже открылись в Англии, Польше, на Украине и в Чехии. В Англии, например, наша икра продается в дорогих магазинах, таких, как Harrods и Selfridges".

БИЗНЕС-ПЛАН: осетровая ферма под ключ

Сразу на нескольких российских сайтах для инвесторов мы обнаружили предложение основать в Англии бизнес по выращиванию осетров. Мол, открытие фермы на 34 тонны живой рыбы потребует около 900 тыс. фунтов (около 735 тыс. Ls) инвестиций и окупится в течение двух лет. К тому же можно рассчитывать на субсидии от фондов. "Конкуренции пока никакой, выращивают осетра как декоративную рыбу", — пишет автор бизнес-предложения, сам проживающий в Кембридже.

А КТО ЕЩЕ?

Оказалось, в Латвии немало хозяйств занимается выращиванием рыбы.
Мальки по госзаказу

В Латвии по-прежнему действует, хотя, может быть, в нынешние времена лучше сказать — существует, система компенсационного рыбоводства. Мальков выращивают, чтобы выпустить их в реки и восполнить таким образом рыбные стаи.

Это необходимо, потому что построенные еще в советское время гидроэлектростанции встали на пути рыб к местам нереста. Годы независимости ознаменовались появлением большого числа маленьких гидроэлектростанций, которые тоже весьма негативно сказались на возможностях размножения рыб.

Тем не менее из восьми действующих в последние годы СССР компенсационных рыбозаводов сейчас в Латвии работает только пять: по два на Гауе и Даугаве и один — на Венте. Они занимаются разведением лосося, кумжи (другое название — лосось-таймень), а также леща, щуки и судака. Общее количество запущенных в реки мальков составляет примерно 700-800 тысяч в год.

Таисия Куренкова — директор одного из таких рыбозаводов — рассказала, что на их ферме Brasla выращивают по госзаказу в основном лосося, кумжу и миногу. Для продажи же предназначаются мальки форели, которых, правда, становится все труднее сбыть: "Кризис, и людям теперь не до выращивания форели". По той же причине сокращается и государственное финансирование самой отрасли компенсационного хозяйства.
Раки и форель из пруда

Фирма Astacus, что находится под Огре, уже восемь лет специализируется на выращивании форели и раков.

Прудовое хозяйство, по словам его директора Эгила Тинте, производит в год 30 тысяч мальков рака, которых покупают, например, владельцы озер для воспроизводства "рачьего поголовья", и 500 килограммов "товара, дошедшего до нужной кондиции". Последний расходится среди рестораторов и частных лиц, которые приезжают за лучшей закуской к пиву прямо на место — к прудам. Точно таким же образом расходится и форель — примерно 500 тонн в год.
Карпы из Латгалии

Самое крупное рыбоводческое частное хозяйство находится в Латгалии, на территории природного комплекса вокруг озера Лубанас. АО Nagļi занимается разведением карпов, а также щуки и линя. Компания поставляет живую рыбу в магазины по всей стране, а также участвует в государственной программе по восполнению рыбных ресурсов.

ФАКТЫ ОБ ИКРЕ

Объем мирового рынка черной икры оценивается в 350 тонн. Самым большим экспортером черной икры (более половины рынка) считается Иран, где введена государственная монополия на добычу и экспорт икры, и все нарушения караются смертной казнью. В России с августа 2007 года с целью сохранения популяции осетров, белуг и стерляди добыча черной икры запрещена до 2017 года.

Источник: Бизнес & Балтия. Латвия

Также в разделе

Комментарии (0)