Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Евгений Широков: "Нынешняя лососёвая путина на Камчатке кардинально отличалась от предыдущих"

Фильтры

Регион

Новости

Евгений Широков: "Нынешняя лососёвая путина на Камчатке кардинально отличалась от предыдущих"

Камчатка. Лососёвая путина - ошибки и достижения

Главная рыбалка Камчатки – лососёвая путина – завершилась. Наступает период подведения итогов. Территориальное управление в проведении путины играло одну из главных ролей: во-первых, проведение конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков, во-вторых, непосредственно сама организация и регулирование промысла. Министр рыбного хозяйства Камчатского края назвал эту путину одной из лучших за последнее время. Какова оценка руководителя Северо-Восточного территориального управления Госкомрыболовства? Об ошибках и достижениях путины – беседа с Евгением ШИРОКОВЫМ.

– Нынешняя лососёвая путина на Камчатке кардинально отличалась от предыдущих. Во-первых, произошло закрепление на 20 лет рыбопромысловых участков, в результате чего количество пользователей значительно сократилось. Во-вторых, впервые за долгие годы региону вернули право оперативного регулирования промысла. Если раньше разрешения на начало, завершение, продление, приостановку промышленного лова лосося приходилось получать из Москвы, и на ожидание таких важных документов уходили недели, а то и месяцы, то сейчас этими полномочиями была наделена региональная комиссия по регулированию промысла под председательством губернатора.

Заседания проводились в течение всей путины практически каждую неделю. На них решались вопросы оперативного порядка, такие как введение проходных дней, переброска квот между пользователями. Еще для эффективного проведения лососёвой путины были организованы рабочие группы по сбору данных о ходе промысла лосося, о наполнении нерестилищ и проведении рыбоохранных мероприятий. Оперативная информация об освоении лимитов на вылов лососей регулярно освещалась в СМИ. Было налажено взаимодействие со всеми регулирующими и контролирующими органами.

В целом, мы провели путину на высоком организационном уровне. Об этом свидетельствуют и результаты: на 1 октября в Камчатском крае по различным видам рыболовства освоено более 117 тысяч тонн, что составляет около 86 % от выделенного объёма. В рамках промышленного рыболовства квота освоена более чем на 88 %. Конечно, путина лучше была на западном побережье, где освоено практически 95 % квот, а если бы свои коррективы не внесли штормы, то цифра была бы выше. На восточном побережье освоение около 73 %. Единственный минус путины – ситуация в Карагинской подзоне, где подходы лососей оказались гораздо ниже ожидаемых.

– И всё-таки, Евгений Павлович, назовите недостатки путины, которые следует учесть в будущем. К примеру, одной из сложностей оперативного регулирования, с которой столкнулись в этом году, стало перераспределение квот между пользователями.

– Действительно, в ходе работы комиссии по регулированию возникли определённые затруднения с переброской квот, но согласно конкурсной документации предприятие, имеющее неводы и квоты в реке и море, не может перераспределить себе квоты без согласования с другим предприятием. Есть жёстко установленные конкурсной документацией проценты, и все квоты, поступающие на данный водоём, пропорционально распределяются между пользователями, там находящимися. Это все чётко прописано в постановлении правительства. И будущую путину будем проходить точно так же, если не выйдет новых нормативных актов.

– Оперативное регулирование подразумевает не только переброску квот, но и изменение первоначально выделенных объёмов. Какая работа велась в этом направлении?

– В эту путину оперативное регулирование было не в полной мере реализовано, так как по традиции на промысловые объекты был установлен общедопустимый улов. Тем не менее, в начале августа комиссией по согласованию с отраслевым институтом готовились документы на увеличение ОДУ по кете на западном побережье. Но в процессе работы выяснилось, что необходимость в добавке отпала – был толчок только в одной локальной реке Опала, затем штормы мешали промыслу, интенсивность подходов рыбы спала, и в результате мы имеем недоосвоение по этому промысловому району.

Самый главный урок, который мы получили, – это то, что комиссией было зарезервировано малое количество квот для оперативного регулирования. В будущем, если будет применяться понятие «одуемых» и «неодуемых» объектов, то вопрос отпадет.

– По итогам путины лимит, выделенный в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности для коренных малочисленных народов Севера, освоен не более чем на 69 % от выделенного объёма. Эта тенденция наблюдается уже третий год, с того момента, когда национальным предприятиям стали выделять значительные квоты на вылов лососей. По Вашему мнению, в чём причины слабых показателей деятельности родовых общин?

– Тема ведения традиционной деятельности коренными малочисленными народами, по большому счёту, сильно раздута. В начале путины они требуют выделить им лимиты в большом количестве, а потом в течение промысла вытянуть отчётность с них очень сложно. У нас человек, отвечающий за этот вопрос, круглосуточно по телефону общается с руководителями родовых общин, пытаясь собрать информацию.

По итогам путины будет проведен подробный анализ деятельности национальных предприятий, и те родовые общины, которое отчитываются и показывают промысел, будут получать квоты в том объёме, которые реально могут освоить. А высвободившиеся квоты будут распределены в рамках промышленного рыболовства.

– Перед путиной Вы говорили, что тероргану станет проще контролировать деятельность рыбопромышленных предприятий-участников лососёвой путины, количество которых значительно уменьшилось после проведения конкурсов. Оправдалось Ваше утверждение?

– Действительно, количество пользователей по итогам конкурсов значительно сократилось: так, в этом году на западном побережье промысел осуществляли 35 пользователей, а на восточном работало 42. Если помните, одним из критериев при проведении конкурсов было наличие береговой переработки. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что главная идея конкурсов – развитие береговой переработки – себя оправдала. Процент соотношения сдачи на берег выше, чем на приёмные мощности в море. Все предприятия, которые получили участки, справились с выделенными объёмами. Правда, сложность была в Соболевском районе, где невозможно производить сдачу на берег, поэтому сдавали на приёмные мощности в море.

Если же говорить о работе приёмных мощностей в море, то хотелось бы прокомментировать те заявления, которые поступали от руководителей крупных предприятий, у которых есть большой флот, но нет участков в желаемом ими количестве. В своих заявлениях они настаивают на том, что флот стоял на приёмке рыбы и сейчас вынужден отдавать половину продукции. Но объективности ради нужно сказать, что работали они не 50 на 50, а 60 на 40 и даже 70 на 30, выворачивая руки промышленникам. В ближайшем будущем, я думаю, диктовать условия сдачи сырца на плаву станет развитие береговой переработки, потому что нельзя считать нормальной ситуацию, при которой из сданной на плаву рыбы переработчик забирает себе большую часть вылова.

– Путина завершилась, но не для браконьеров. По опыту прошлых лет, сейчас для них наступает самая горячая пора – открывать схроны, вывозить заготовленную продукцию. Сколько оперативных групп сегодня работает на территории края и каковы результаты природоохранных мероприятий, проведенных в путину этого года? Вы говорили, что после закрепления участков за пользователями, у рыбопромышленников должна повыситься ответственность за ту территорию, на которой они ведут свою деятельность. Есть ли положительные изменения в этом направлении?

– В данный момент на территории края работает семь оперативных групп. На сегодняшний день вскрыто 3127 административных правонарушений. Изъято около 190 тонн рыбы и 17 тонн икры, а также тысяча браконьерских сетей. Поскольку основной промысел лососей вёлся на западном побережье, то, конечно, большая часть данных по пресечению браконьерства поступает из этого промыслового района.

В проведении рыбоохранных мероприятий огромную помощь нам оказали рыбопромышленные ассоциации. Особенно стоит отметить работу двух рыбацких объединений, работающих на восточном побережье. Это ассоциация рыбопромышленных предприятий Усть-Камчатского района и ассоциация прибрежных рыбопромышленных предприятий Корякского округа. Они помогали нам во всех вопросах, начиная с предоставления транспорта и заканчивая финансированием авиаоблетов.

Президенты этих ассоциаций: Александр Литвиненко и Валерий Мазур, а также сами руководители компаний, входящих в эти объединения, в течение всей путины звонили в управление и сообщали о ситуации в районах. И, в целом, активно боролись с браконьерством.

А вот в Соболевском районе работа в этом направлении у нас только начинается. Это богатый ресурсами, но труднодоступный район, поэтому там годами формировался анклав браконьеров. И в этом году они оказали нам серьёзное противодействие. Начала наша оперативная группа работать – сожгли одну машину, вторая группа приехала – вторую машину сожгли. И только после этих инцидентов ассоциация потихоньку начала нам информативно помогать. Конечно, по сравнению с прошлыми годами, когда никакой помощи не было, это уже прогресс, надеюсь, что в будущем работа будет отлажена.

Если же проводить параллель с закреплением участков, то, конечно, ответственность у людей повысилась в разы. Сегодня рыбопромышленник, получивший участки на 20 лет, стоит за свои реки, он не даст никому браконьерить на своей территории. Хорошо эта тенденция прослеживается там, где одна река – один пользователь. А вот там, где крупные реки и несколько пользователей, ситуация сложнее: каждый пытается пальцем показать на другого – мол, я работаю, а тот нет. Хотя, по моему мнению, гораздо разумнее организовать ассоциацию и работать сообща на сохранение биоресурсов.

– У Вас в ведомстве продолжается реорганизация. Какие ещё перемены произойдут?

– Самая главная перемена, которую мы ждём – увеличение штатной численности до 440 человек. Сегодня достаточно сложно 34 тысячи водных объектов охранять силами 132 инспекторов.

С 20 сентября мы приняли практически всё имущество от прежних структур. Кроме зданий у нас в собственности теперь есть транспорт, топливо. Структура ФГУ «Севвострыбвод» согласно постановлению о работе комитета будет входить в состав территориального управления, его сотрудники уже наделены правом составления протоколов, которые затем передаются в наше ведомство на рассмотрение.

Таким образом, ещё порядка 70 человек добавится в нашу структуру для проведения рыбоохранных мероприятий. И тогда штат у нас будет серьёзный, приблизится к камчатрыбводовскому в самые лучшие его годы.

Источник: Рыбак Камчатки

Также в разделе

Комментарии (0)