Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Директор ТИНРО-Центра: в ДФО нужно развивать береговую рыбообработку

Фильтры

Регион

Новости

Директор ТИНРО-Центра: в ДФО нужно развивать береговую рыбообработку

О том, почему в регионе отсутствует современная береговая переработка, кто должен изменить эту ситуацию к лучшему, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор Тихоокеанского научно – исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центра), доктор технических наук Лев Бочаров.

Значительная часть уловов, добываемая рыбаками российского Дальнего Востока, перерабатывается за рубежом, преимущественно в азиатских странах. О том, почему в регионе отсутствует современная береговая переработка, кто должен изменить эту ситуацию к лучшему, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор Тихоокеанского научно – исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центра), доктор технических наук Лев Бочаров.

- Какие причины способствуют тому, что значительная часть уловов рыбаков российского Дальнего Востока уходит на переработку в страны Азии и возвращается к нам уже готовой продукцией?

— Российский рынок потребления рыбы сегодня никто толком не изучает. Практически невозможно найти информацию о том, сколько рыбной продукции готов потребить тот или иной регионе или город — миллионик, а эта информация нужна и бизнесу, и науке, и власти.

Как было заявлено на последней коллегии Росрыболовства, наша страна достигла уровня потребления рыбы в 22 килограмма на душу населения в год. Если умножать численность всех россиян на эту цифру, мы получим чуть более 3 миллионов тонн в год. В 2012 году общероссийский вылов достиг 4,25 миллиона тонн. Таким образом, как минимум 1 миллион тонн рыбы, выловленной нашими рыбаками, населением страны не востребован.

По данным Росрыболовства, только 78% потребляемой соотечественниками рыбной продукции имеют "российское происхождение". Получается так, что до 1,5 миллиона тонн собственного вылова Россия должна продавать за рубеж. В этом нет негативного подтекста, так как любая экономика мира стремится к тому, чтобы ее экспорт превышал импорт. Но, говоря о российском экспорте, следует иметь ввиду, что основную часть экспорта должна составлять рыбная продукция глубокой степени переработки.

Относительно уровня потребления продукции собственного производства, которое обеспечивает продовольственную безопасность, существуют различные точки зрения. Последние годы Россия приближается к достижению этого показателя. Главная же беда отечественного экспорта, на мой взгляд, состоит в том, что наши рыбаки торгуют в основном мороженой рыбой. Иногда даже не обезглавленной. Задача сегодня состоит в том, чтобы торговать рыбным филе, полуфабрикатами, консервами, соленой, копченой и прочей продукцией. Такая торговля не только обеспечивает получение добавленной стоимости производителем, но и создает новые рабочие места, делает рыбную отрасль инновационной — повышает востребованность научных разработок.

- Почему рыбу, выловленную российскими рыбаками, не обрабатывают на нашем берегу?

— Этому есть ряд разных причин. За последние два с половиной десятилетия большинство рыбоперерабатывающих мощностей в нашей стране ликвидировано. В первую очередь, это связано с тем, что к концу 80-х годов прошлого столетия отечественная рыбоперерабатывающая сфера оказалась неконкурентоспособна — из-за технической отсталости и из-за дешевизны рабочей силы в целом ряде соседних стран АТР. В Китае, например, были созданы огромные производственные мощности по переработке рыбы при существенной финансовой поддержке государства. Текущая ситуация в экономике толкает рыбаков на вывоз своих уловов за рубеж с минимальной степенью обработки. Сегодня рыбная отрасль ассоциируется только с добычей, весь ее функционал содержится в нынешнем названии – Росрыболовство. Вопросы логистики, хранения, переработки, дистрибуции рыбной продукции в сферу деятельности Росрыболовства до недавнего времени не входили.

В советское время "ответственным за рыбу" было Министерство рыбного хозяйства, а не рыболовства. Поэтому и весь комплекс отраслевых проблем был в фокусе его внимания. Когда мы говорили "рыбаки", мы имели в виду людей, которые занимались и добычей, и переработкой, и хранением, и реализацией. Изменится ли ситуация после вхождения Агентства по рыболовству в состав Министерства сельского хозяйства, мы увидим в ближайшем будущем.
В любом случае, директивные и запретительные меры являются малоэффективными. Бизнес надо сформулировать деньгами, тарифами, налогами, субсидиями, льготами. Сегодня требуется создание экономических стимулов и рычагов для развития рыбопереработки.

- Насколько быстро возможно возрождение полного цикла переработки на российскоми Дальнем Востоке?

— Необходимо, чтобы произошло осознание значимости данного цикла властью и рыбным бизнесом. И этот процесс идет. Региональные власти Камчатки, Сахалина и Приморья в настоящее время разрабатывают программы развития, в которых вопросам переработки рыбы, воспроизведения гидробионтов и марикультуры уделяется весьма значительное внимание. Задача властей, осознавших необходимость сдвига в этой сфере – создать условия для того, чтобы рыбопереработкой было выгодно заниматься, и сейчас данная проблема находит своё отражение в государственных программах развития.

Однако надо иметь ввиду, что небольшим фирмам сейчас наладить современную переработку рыбы не под силу. Они не в состоянии заниматься внедрением наукоемких дорогостоящих технологий переработки, а ведь только они могут обеспечить эффективность процесса. Поэтому внимание тех, кто занимается инновациями, должно быть направлено на крупные компании.

Сегодня в мире происходит создание вертикально интегрированных крупных компаний, в частности, в рыбном бизнесе, которые занимаются добычей рыбы и морепродуктов, изготовлением пищевой и технической продукции – муки, жира и так далее. Подобный путь развития дает мощный толчок научным исследованиям, например, созданию безотходных технологий и использованию рыбного сырья в новых областях — фармакологии, косметологии и других.

Создание безотходных технологий, продуктов диетического и специализированного питания, разработка БАДов и другие современные направления переработки рыбного сырья являются важной частью исследований крупнейшего в России ТИНРО-Центра. К сожалению, объем государственного заказа в этой сфере явно недостаточен, и чтобы предложить рыбному бизнесу современные и конкурентоспособные методики, наука должна получать поддержку этого самого бизнеса в виде больших научных заказов.

- Есть ли сегодня положительные примеры в области рыбопереработки?

— Уместно здесь сослаться на позитивный опыт Приморского края, где в последние два года предприятиями рыбной отрасли построено несколько холодильников. И это уже движение вперед. В 2012 году в Приморье работала краевая программа по оказанию поддержки предприятиям, занимающимся рыбопереработкрой. Увы, пока таких компаний у нас не очень много. Эта программа была направлена на дотирование продукции перерабатывающих мощностей этих предприятий. Может быть это не самая лучшая форма поддержки, но положительный эффект в виде существенной роста выпуска продукции был достигнут.

В программе развития Приморья на 2013-2017 годы этот опыт планируется развивать. Обсуждается даже вопрос создания логистическо-перерабатывающего кластера. Речь о том, чтобы не возить и складировать рыбу в Пусане и оттуда ей торговать (аукционы по минтаю, самому крупному сектору добычи, проходят там), а перенести этот процесс в Россию. Оживление рыбопереработки наблюдается в целом ряде приморских регионов. На Дальнем Востоке особенно впечатляют успехи в этой области Камчатки и Сахалина. Немало новых перерабатывающих производств возникло в Подмосковье и центральных областях России.

Источник: ria.ru

Также в разделе

Комментарии (0)