Ежегодный объем неучтенного экспорта водных биоресурсов из ДФО превышает 15 млрд рублей
05 апр 2013, 09:10
3862
Эта цифра превышает сальдированный доход общероссийского рыбохозяйственного комплекса за 2011 год
Более 60 % общероссийского вылова рыбы и морепродуктов имеет дальневосточное происхождение, но сказать, что округ завален рыбой, значит, преувеличить - большая часть добытых здесь водно-биологических ресурсов (ВБР) отправляется на экспорт. За четыре года его общероссийские показатели в целом увеличились на 20,7 %, дальневосточные - на 43.Если раньше за границу шли в основном минтай и крабы, то в 2011 году к ним добавились тихоокеанские лососи и сельдь. Ситуацию усугубляет масштабная контрабанда рыбы и морепродуктов, добытых браконьерским путем, но без помощи международного сообщества России с браконьерством не справиться, - об этом рассказал директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ, член Общественного совета при УМВД России по Приморскому краю Александр Сухаренко, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на "РГ".
По словам Александра Сухаренко, назвать конкретную цифру браконьерства сложно. Сегодня достоверными данными о масштабах браконьерства не располагают ни Росрыболовство, ни Пограничная служба ФСБ России. Согласно недавним расчетам Счетной палаты РФ, ежегодный объем неучтенного экспорта дальневосточных ВБР в стоимостном выражении составляет 15-30 млрд рублей. Для понимания - эта цифра превышает сальдированный доход общероссийского рыбохозяйственного комплекса за 2011 год (14,4 млрд рублей) и достигает 15 % годового оборота всех рыбохозяйственных предприятий (128 млрд рублей).
Причем, оценки российских аудиторов подтверждает зарубежная статистика. Так, в 2008 году неучтенный доход, фиксируемый в расхождении данных по объему и стоимости экспорта ВБР таможен Японии, Южной Кореи, Китая и Федеральной таможенной службы России, составлял 2,5 млрд долларов, в 2009 и 2010 годах - около одного млрд, в 2011-м - 1,8 млрд. В 2012-м данные по объемам поставок только в Японию расходились в 4,7 раза, а в денежном выражении - в 13,2 раза.
По информации Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ, из 8,3 тысяч российских рыбохозяйственных предприятий всего 3,3 тысячи идентифицируются существующей системой отраслевого мониторинга как юрлица с заполненными полями ИНН и названиями. Более 11 % из них, по данным комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, являются криминальными. Организованные преступные формирования пытаются монополизировать добычу, переработку, транспортировку и реализацию рыбы и морепродукции на рынках стран АТР. За минувшие годы они создали оптимальные схемы "работы", научились минимизировать расходы для извлечения максимальной прибыли.
Незаконные уловы реализуют различными способами, в том числе и на международных рыбных аукционах: партия ВБР вывозится в Китай или Республику Корея по фиктивным контрактам с оффшорными компаниями. Сейчас таким образом скупается четверть дальневосточных уловов. После этого данную партию продают уже по более высокой цене другой иностранной компании. Полученная выручка выводится из-под налогообложения и оседает на счетах в иностранных банках.
- Рыбная - одна из самых коррумпированных отраслей экономики. За последние годы в ряде регионов ДФО было возбуждено несколько уголовных дел в отношении коррумпированных пограничников, которые за вознаграждение делились с браконьерами информацией о передвижениях своих коллег. До сих пор памятен "японский скандал", связанный с выплатой российским пограничникам в виде взяток более шести млн долларов за сверхнормативный вылов минтая в Беринговом море и у Курильских островов, - говорит Александр Сухаренко. По его словам, - на общем фоне коррумпированности, организованные преступные формирования не прекращают оставлять попытки монополизировать добычу, переработку, транспортировку и реализацию российской рыбы и морепродукции на рынках стран АТР.
В концепции развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года среди основных проблем отрасли назван рост масштабов незаконного промысла ВБР и их нелегальный вывоз за рубеж. Для сокращения объемов незаконных поставок валютоемких видов ВБР Россия в декабре 2009 года подписала двусторонние соглашения с Республикой Корея, в январе 2012-го - с КНДР, в сентябре и декабре 2012-го - с Японией и Китаем. Принципиальное согласие о заключении аналогичного соглашения достигнуто с США и Канадой.
Однако рассчитывать, по словам аналитика, на активное участие наших тихоокеанских соседей в борьбе с контрабандой ВБР не приходится. Экономические выгоды для стран Северо-Восточной Азии от непрекращающегося потока незаконно добытой морепродукции по демпинговым ценам очевидны - доходы от ее реализации стимулировали динамичное развитие прибрежных территорий Японии и Южной Кореи. Несмотря на достигнутые в 2012 году договоренности, к концу года Япония оказалась завалена браконьерским крабом. В результате стоимость камчатского краба на японском рынке снизилась вдвое, а на острове Хоккайдо, где разгружаются рыболовецкие суда, - втрое. После таможенного оформления партии камчатского краба направляются в Южную Корею, но уже как легальный экспорт. Начиная с июля 2012 года объем "реэкспорта" краба из Японии в Корею оценивался в 300-600 тонн в месяц.
Наряду с этим есть проблемы с сертификацией экспортируемой морепродукции, ведением "черных" списков судов под "удобными флагами", занимающихся браконьерством или транспортировкой ВБР. Не так четко, как хотелось бы, налажено межведомственное взаимодействие. По словам эксперта, - перечисленные обстоятельства, безусловно, снижают эффективность принимаемых Россией мер по сокращению незаконного промысла ВБР в целях последующего вывоза за рубеж.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, развитию рыбопромышленной отрасли в ДФО мешает коррупция и браконьерство. Такое мнение озвучивал Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев.
По оценке аппарата представителя президента РФ в ДВФО Виктора Ишаева, государство ежегодно теряет из-за разграбления биоресурсов региона около 2 млрд долларов, из года в год уменьшаются поставки морепродуктов на российский рынок.
Ажиотаж, раздутый Ассоциацией добытчиков минтая (АДМ), возглавляемой Германом Зверевым, вокруг получения ветеринарных сертификатов на экспортные партии российской рыбопродукции на Дальнем Востоке создан искусственно, считает руководитель приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев. Основной целью ряда рыбопромышленных компаний, по мнению борца с коррупцией, является снижение государственного контроля внешнеэкономической деятельности.
Как ранее сообщало агентство, в декабре прошлого года ФАС уличила Ассоциацию добытчиков минтая и 26 рыбодобывающих компаний Дальнего Востока в незаконных связях с гонконгским холдингом "Пасифик Андес".
Российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по заниженным ценам.
Как ранее заявлял руководитель ФАС Игорь Артемьев, российским рыбодобывающим компаниям, аффилированным с иностранным капиталом, и "серым" экспортерам не должно быть места в рыбной отрасли Дальнего Востока. Сомнительных экспортеров российской рыбопродукции необходимо лишать квот и наказывать крупными штрафами – до 1 млрд рублей, отмечал Артемьев.
Также комиссия ФАС считает, что иностранцы могли использовать АДМ как структуру, имеющую возможности по выходу на органы государственной власти Российской Федерации, в том числе и с законодательными инициативами.
При этом сенатор Александр Верховский, входящий в состав комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, в ведение которого в том числе входит и законотворчество в рыбопромысловой отрасли, является одним из членов Совета Ассоциации добытчиков минтая.
Как сообщало РИА PrimaMedia, в Госдуму РФ в 2012 году были внесены поправки в закон "О рыболовстве", которые, по мнению ряда экспертов, могут ещё более усилить экспортно-сырьевую направленность рыбной отрасли Дальнего Востока.
По действующему законодательству компании, имеющие прибрежные квоты, должны обязательно доставлять уловы на российский берег для переработки или же заморозки. В итоге значительная часть улова остается на российском берегу и становится сырьем для российской экономики и продуктом для населения РФ, а не отправляется на экспорт.
Инициаторы поправок ратуют за то, чтобы "прибрежники" - как и компании, ведущие океанический лов – получили возможность "морозить" и перегружать уловы прямо в море. Естественно предположить, что такие "новации" упрощают процесс отправки рыбопродукции на экспорт.
Авторами же законопроекта являются сенаторы Геннадий Горбунов, Александр Верховский, Борис Невзоров, а также депутаты Государственной Думы Георгий Карлов и Ирина Яровая. Многие из "авторского коллектива", кстати, имеют, как предполагается, большие коммерческие интересы в крупных рыбодобывающих компаниях региона.