Пятница, 9 декабря, 2016 года: USD = 63.3901, -0,5213 EUR = 68.2458, -0,2544

Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний в эфире «Эха Москвы»

13 января 2014, 16:08

В. ГЕРАСИМОВ – В рейтинг «СКАНа» попал БТА банк. Напомню, это банк из Казахстана. И, собственно, сам банк давно уже отошел на второй план, хотя во время кризиса о нем много писали. Так вот, Мухтар Аблязов, его бывший президент, его суд решил экстрадировать в Россию или на Украину, суд во Франции. Он обвиняется в хищении у банка денег и доведении его до банкротства. Спрашивают меня про Оборонсервис. Оборонсервис в рейтингах, по крайней мере, в 50 крупнейших, нет. Как-то в последние дни недели о нем меньше вспоминали. Зато новый еще один участник рейтинга – это компания «Феникс» из Мурманска. Именно ей принадлежал и принадлежит траулер «Олег Найденов», который задержан в Сенегале. И эта история еще не закончилась, она продолжается.

О. БЫЧКОВА – Да, это история совершенно внезапная, совершенно неожиданная и не всем далеко понятная. И поэтому – да, ты уже закончил, уже можем переходить к «Фениксу»?

В. ГЕРАСИМОВ – Да, я думаю, мы можем переходить.

О. БЫЧКОВА – Это та история, которая явно требует какого-то разъяснения, и мы сейчас хотим этим заняться. Безусловно, компания недели – это «Феникс», как компания-судовладелец траулера «Олег Найденов». У нас на очереди сейчас два телефонных звонка в прямом эфире. Мы собираемся поговорить о том, что такое это было и продолжается. Но, прежде всего, Алексей Дурново с рассказом об этом сюжете.

А. ДУРНОВО – Траулер «Олег Найденов», владельцем которого является мурманская компания «Феникс», был 3 января задержан в 46 милях от побережья Гвинеи-Бисау. В разрешения властей Гвинеи россияне ловили в ее территориальных водах рыбу. Там судно было остановлено военным кораблем под флагом Сенегала. На борт судна высадились четверо вооруженных военных и предложили капитану проследовать к ним на корабль. Капитан отказался. Тогда военные заковали его в наручники и заперли в радиорубке. Помимо капитана, ушибы и травмы в результате стычки с сенегальцами получили и другие члены экипажа. Судно было отконвоировано в военный порт Даккара.

На борту траулера находилось 62 россиянина и 23 гражданина Гвинеи-Бисау. Документы у всех изъяты. Власти Сенегала считают, что россияне незаконно вели лов рыбы в водах Сенегала и настаивают на том, что судовладелец должен выплатить штраф в размере 3 млн. долларов. Как рассказал капитан корабля, через несколько дней после захвата, на судно прибыли представители береговой охраны и попросили подписать акт задержания. В этом документе указано, что траулер нарушил на 1 милю экономическую зону Сенегала. Капитан отказался подписывать документ и предъявил судовой журнал, где зафиксировано, что в момент захвата судно находилось на 35 миль южнее границы Сенегала.

Эксперты высказывали предположение, что к ситуации вокруг корабля может быть причастен Гринпис. Это может быть своеобразным ответом на прошлогоднюю историю с «Арктик Санрайз» в Арктике. Кроме того, 2 года назад Гринпис уже атаковал «Олега Найденова» в водах Сенегала. Тогда экологи обвинили траулер в браконьерстве, приблизились к судну и написали слово «грабеж» на английском и французском языках на его корпусе. Однако Гринпис какую-либо причастность к делу «Найденова» категорически отрицает.

Росрыболовство и судовладелец траулера, компания «Феникс», готовят иски к правительству Сенегала в связи с захватом судна. Судьбу рыбаков должен был решить президент Сенегала Маки Сал. Переговоры российских дипломатов с ним намечались сначала на 7-е, а потом на 8-е января, но так и не состоялись по вине сенегальской стороны.

О. БЫЧКОВА – Очень много непонятного во всей этой истории. Почему Сенегал? Какая рыба? Что за экономическая зона? При чем здесь Гринпис? Мы постараемся сейчас все это прояснить. Надень, пожалуйста, наушники. У нас телефонный звонок руководителю Федерального агентства по рыболовству Андрею Крайнему, который сейчас в прямом эфире программы «Сканер». Андрей Анатольевич, добрый вечер.

А. КРАЙНИЙ – Добрый вечер.

О. БЫЧКОВА – Тут много каких-то разных версий высказывается. С одной стороны, что, действительно, ловили чужую, неправильную рыбу. С другой стороны – что Гринпис тут как-то замешан. Вы можете изложить понятную версию?

А. КРАЙНИЙ – Вы понимаете какая штука – понятная версия заключается в том, что Западная Африка – это золотая кладовая рыбы. … простой, рыбы, может быть, не … российского потребителя – это сардина, сардинелла, скумбрия. Но не та скумбрия, которую любят есть российские потребители, а скумбрия южная, консервная так называемая. Но рыбы очень много, и это та рыба, которая поставляется в первую очередь на африканский рынок и на консервы. Поэтому идет конкурентная борьба между Евросоюзом, Китаем и Российской Федерацией. Все что происходит, объясняется, на мой взгляд, только этим. Кому-то очень не нравится то, что Россия возвращается туда, где находился Советский союз в 70-е – 80-е годы прошлого столетия. В Марокко, в Мавританию, в Сенегал, в Гвинею-Бисау, в Намибию и так далее. В ход идут самые разные средства.

Я сейчас слушал подводку, и вы говорили о том, что Гринпис уже 2 года назад атаковал «Олега Найденова». Но … не сказали о том, что парадоксальное совпадение – Гринпис атаковал «Олега Найденова» на корабле «Арктик Санрайз» 2 года назад. Что называется «почувствуйте, какое интересное совпадение». Тот самый «Арктик Санрайз», который спустя 2 года оказался в наших водах.

О. БЫЧКОВА – Сейчас у «Арктик Санрайз» алиби, знаете ли. Он сейчас вне подозрений.

А. КРАЙНИЙ – Я не хочу комментировать … Гринписа, особенно российского, потому что сенегальский Гринпис сказал, что «да, мы твердо советуем правительству Сенегала не выпускать российский траулер». И они не скрывают того, что они советуют, и советуют твердо правительству Сенегала. Российский Гринпис говорит о том, что Гринпис не вмешивается. Ну, к сожалению, или к счастью, у Гринписа много филиалов и они самостоятельны. Поэтому комментарии, которые они дают – они не совпадают друг с другом.

В. ГЕРАСИМОВ – Андрей Анатольевич, еще есть версия, связанная с тем, что это связано еще с сенегальскими политическими разборками – в частности, с позицией отдельных министров, которые хотели бы пересмотреть договоренности, которые были ранее достигнуты, в частности, по вылову рыбы. Эту сторону вы как-то рассматриваете? Что там происходит?

А. КРАЙНИЙ – Нормальная борьба. Президент пришел к власти в прошлом году, министр рыболовства – лидер партии зеленых Сенегальских. Кстати сказать, единственный светлокожий министр в правительстве Сенегала, ливанец по происхождению. Нормальная идет борьба. Часть кабинета министров за то, чтобы выдавить Россию, часть людей за то, чтобы Россия оставалась, люди заинтересованы в России. К слову сказать, не случайное совпадение. Сенегал обратился к Россельхознадзору с просьбой включить их предприятия, перерабатывающие, в список предприятий, которые Россельхознадзор проверяет и дать возможность поставлять рыбу в таможенный союз – союз России, Белоруссии и Казахстана.

О. БЫЧКОВА – То есть Сенегал примем в таможенный союз?

А. КРАЙНИЙ – Нет. Сенегал просит дать ему возможность поставлять рыбу в таможенный союз. То есть в Россию, Казахстан и Белоруссию. Причем совпадение посуточное, абсолютно параллельный процесс. Ну, убедите меня, что это совпадение.

О. БЫЧКОВА – Извините, пожалуйста. А ему дадут такую возможность? Он будет продавать рыбу?

А. КРАЙНИЙ – Не мой вопрос. Россельхознадзор будет рассматривать эту заявку. Но, насколько я знаю комментарии моих коллег, они, скорее всего, будут рассматривать эту заявку в увязке с тем, что происходит с нашими траулерами в экономзоне Сенегала.

О. БЫЧКОВА – Так наши траулеры, российские, имеют все-таки право там ловить рыбу? Или это под вопросом находится?

А. КРАЙНИЙ – Самое главное – что корабль был задержан в экономической зоне Гвинеи-Бисау. Где он находился абсолютно легально, со всеми необходимыми разрешениями. Сейчас сенегальцы пытаются доказать, что корабль находился в зоне Сенегала. Но система доказательств очень простая: есть спутниковый мониторинг, есть координаты, есть линии разграничения экономзон Сенегала и Гвинеи-Бисау. Сегодня только что закончилась, буквально 10 минут назад, встреча … рыболовства с министром рыболовства Сенегала. Начинается нормальная такая африканская история – начинается торг. «Ну, хорошо, не хотите 3 миллиона – давайте 2 заплатите миллиона». Миллиона – штрафа. Судовладелец говорит о том, что мы готовы дать залог, выставить банковскую гарантию любого банка европейского, но платить штраф – означает признать свою вину. Мы хотим внести залог и продолжить разбирательство. Для нас – я имею в виду министерство иностранных дел и Росрыболовство – главным является, конечно, не хозяйствующий спор субъектов, кто где ловил, там или не там. Нам нужно, чтобы освободили корабль и освободили наших граждан. Это самое главное сегодня для нас.

В. ГЕРАСИМОВ – Обычно в зоне Сенегала ведь ловят много наших судов рыбу? Там сейчас по-прежнему есть и другие суда? И угрожает ли какая-то опасность им?Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний в эфире «Эха Москвы»

А. КРАЙНИЙ - … находятся там. Суда перемещаются, рыба мигрирует и суда перемещаются. Я говорил уже сегодня о том, что мы получаем соглашения со всеми странами Западной Африки с тем, чтобы наш флот имел возможность работать круглогодично – от Марокко до Южноафриканской республики.

О. БЫЧКОВА – Они уже заключены, эти соглашения? Или еще не заключены?

А. КРАЙНИЙ – Большая часть соглашений заключена, кроме соглашения с ЮАРом. С Намибией заключена, с Мавританией, с Сенегалом, с Гвинеей-Бисау, с Марокко заключены, а соглашение с ЮАР в последней степени готовности находятся. И 10 судов, которые работают сегодня в зоне Гвинеи-Бисау, в принципе, теоретически, могут подвергаться такой же опасности.

В. ГЕРАСИМОВ – Мы помним, что были аналогичные, по крайней мере, с точки зрения претензий, с той же Норвегией. Но, я так понимаю, что здесь главное отличие в том, что вопрос не регулируется исходя из каких-то нормальных процедур, принятых в отрасли рыболовства. Корабль не отпускают. То есть, я правильно понимаю, что главное отличие в этом? Чем еще отличается эта история от той же истории с Норвегией?

А. КРАЙНИЙ – Во-первых, норвежцы никогда… мы можем по-разному смотреть на правила рыболовства. Они у нас не на 100% синхронизированы – наши правила, российские, и норвежские. Но тем не менее норвежцы могут скомандовать кораблю идти в порт, но как только капитан или судовладелец, точнее говоря, выставляют залог или банковскую гарантию, судно, естественно, тут же отпускается на промысел, и дальше разбирательства происходят в суде. С Сенегалом ситуация такая, что пока что, на сегодняшний день, официальной претензии с документальными подтверждениями того, что судно нарушало правила рыболовства Сенегала, к сожалению, российской стороне не предъявлено. Показываются какие-то фотографии, снятые с французского военного самолета, но они тоже не являются, сказать откровенно, сколько-нибудь серьезным доказательством того, что наше судно работало в зоне Сенегала незаконно.

В. ГЕРАСИМОВ – Андрей Анатольевич, вы говорили о конкуренции, которая в мире идет за рыбные запасы. В советские времена Советский союз вылавливал 5-6 млн. рыбы в мировом океане. Сейчас, я так понимаю, эта цифра почти в 10 раз меньше, однако растет. Насколько быстро у нас есть возможность наращивать это производство? Насколько для нас это важно?

А. КРАЙНИЙ – Это чрезвычайно важно для нас, как и для всех остальных государств мировых рыболовных держав. По очень простой причине – наша экономическая зона богата, безусловно, но она тоже не бесконечна. И для нас очень важно вернуться в те районы мирового океана, в которых работал советский флот, где у нас есть научные исследования, мы знаем, где и какая рыба там ловится. Нас очень интересует Западная Африка, нас интересует Латинская Америка. Мы возвращаемся, где-то мы возвращаемся, где-то пытаемся возвратиться. Но за эти годы, за 20 лет, прошедших после развала СССР, в этих зонах появились новые игроки. Появился Китай, очень активно работает Евросоюз. И понятно, что там нам не рады. … новым конкурентам не рады нигде, в том числе и в Западной Африке. Поэтому идет такая нормальная конкурентная борьба с привлечением всех возможностей.

О. БЫЧКОВА – У нас спрашивает слушатель, на сайт прислал вопрос слушатель с ником post_v- он спрашивает: «Действительно ли налагались штрафы на российские суда, в том числе на траулер «Олег Найденов». И сколько их было наложено на траулер «Олег Найденов», на какую сумму? И были ли они уплачены раньше?»

А. КРАЙНИЙ – Во-первых, они не налагались. Потому что, если бы они налагались, корабль бы никогда не оказался в этой зоне. Были подозрения Гринписа, Гринпис опубликовал … о том, что российские корабли, которые он назвал поимённо и некоторые из европейских кораблей, которые Гринпис не назвал, занимаются незаконным промыслом, при этом удивительным образом не обратив внимание на то, что в этой зоне работают пять супертраулеров китайских с большим проходом. Ощущение, знаете, как о покойнике - либо хорошее, либо ничего.

Это всё на уровне эмоций. Найдёнов занимался браконьерством. Найдёнову писали на борту слова. Но это уровень эмоциональный. Если мы говорим серьёзно, то у нас сейчас проблема в правовом поле - есть доказательства браконьерства - предъявите их. Есть сенегальские суды, есть Международный морской трибунал в Гамбурге. Есть масса площадок, на которых этот вопрос можно рассмотреть. Однако вместо этого судна захватываются в акватории суверенной страны Гвинеи-Бисау и силой... в Дакар.

О. БЫЧКОВА - Последнее, о чём я хотела вас спросить. Вы сказали, что ваши представители встречались сегодня с представителями Сенегала, с тамошним министром. А удалось ли как-то продвинуться в вопросе освобождения наших моряков?

А. КРАЙНИЙ - Вы знаете, на самом деле понимая африканскую специфику, это была серьёзная подвижка. Не могу сказать о чём-то конкретном. Но, во-первых, начался торг. Это хорошо. Говорю совершенно серьёзно. Наконец министры обменялись телефонами, это говорит о том, что общение продолжается не через средства массовой информации, а напрямую. А сейчас вся проблема в том, что нам важно вытащить оттуда экипаж и корабль. И мы разделяем проблему на две части. Первая - это освобождение экипажа судна. Второе - это собственно претензии к судовладельцу.

Есть нарушения - пусть отвечает по законам Сенегала. Нет нарушений - не отвечает. Но проблему надо решать в правовом поле.

О. БЫЧКОВА - А команда сейчас на корабле находится?

А. КРАЙНИЙ - Команда на корабле. Нет проблем с питанием, нет проблем с питьевой водой. Все в нормальном состоянии.

О. БЫЧКОВА - А вот эта повреждённая рука сотрудницы?

А. КРАЙНИЙ - Наложили повязку на руку. Ничего угрожающего жизни там нет сегодня. Я разговаривал с капитаном дважды. Нормально. Работают, занимаются приборкой, как говорят на флоте, занимаются мелким ремонтом, готовятся выйти в море. Эмоциональное состояние у экипажа нормальное. Понимают, что за них болеет Россия. Поэтому нормально. Вы знаете, я хотел бы, пользуясь случаем, сказать огромное спасибо МИДу. Потому что российский посол Валерий Михайлович Нечушкин занимает активную позицию. И МИД, который вызывал поверенного сенегальского в Министерство иностранных дел. Я надеюсь, что мы проблему сумеем решить дипломатическим путём. Надеюсь, что это произойдёт в ближайшие 2-3 дня максимум.

О. БЫЧКОВА - 2-3 дня. То есть вы считаете, что через 2-3 дня возможно, что они выйдут уже и поплывут дальше, например?

А. КРАЙНИЙ - Да, я надеюсь, что корабль выйдет в море.

О. БЫЧКОВА - Спасибо большое. Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству, был в прямом эфире программы "Сканер". Мы сейчас сделаем ещё один звонок. Как-то даже не хочу себя представлять на месте команды судна, которое оказалось в таком положении. Хотя это не первая история, конечно, которая случалась такого рода.

В. ГЕРАСИМОВ - Всё-таки ситуация как-то проясняется. Надеются действительно, что 2-3 дня, и окончательно будет найдено уже какое-то решение. И всё это перейдёт действительно в какую-то судебную плоскость. И в конце концов это уже не будет касаться жизни людей, их нормального существования.

О. БЫЧКОВА - И уже будут разбираться министры с министрами, правительство с правительствами. И как-то люди, которые совершенно не виноваты, что их отправили туда ловить рыбу, как-то выйдут из всего этого сюжета.

Михаил Войтенко, главный редактор "Морского бюллетеня", сейчас у нас на прямой телефонной линии. Михаил, добрый вечер.

М. ВОЙТЕНКО - Здравствуйте.

О. БЫЧКОВА - Здравствуйте. Спасибо большое, что вы так поздно с нами, потому что у вас там уже совсем, конечно, глубокая ночь. Спасибо. Буквально несколько минут вас задержим. Скажите. пожалуйста, можно ли сказать, что российская сторона делает всё возможное, чтобы отпустили на свободу, вышел в море траулер "Олег Найдёнов" и как это можно сравнить с другими подобными ситуациями такого рода*

М. ВОЙТЕНКО - На мой взгляд, российская сторона делает всё возможное. Что ещё осталось ей сделать - это направить военные корабли для демонстрации силы. На мой взгляд, ничего другого уже ей сделать нельзя. И как раз, наоборот, должен отметить, что в случае с траулером "Олег Найдёнов" как раз российская сторона ведёт себя очень активно, особенно Росрыболовство и Министерство иностранных дел.

Что до остальных государств и подобных случаев, ну, вот, пример - несколько месяцев тому назад Сан-Томе и Принсипи, крохотное государство Гвинейского залива, абсолютно без каких-либо обоснований, с нарушением всех правил, норм, чего угодно захватило немецкий танкер. И что? И устроили они судилище. Посадили капитана украинца в тюрьму. И ничего Германия не делает, молчит.

В. ГЕРАСИМОВ - А скажите, главная версия всё-таки, какова причина этого задержания - экономическая, связанная с происками конкурентов, козни Гринписа или внутриполитические сенегальские проблемы?

М. ВОЙТЕНКО - Я уверен, что это экономические. Ну и Гринпис постарался. То есть этот план такой. Я уверен, что именно это и вызвало. Происки конкурентов. Ну и Гринпис. В любом случае понятно, что он на этих конкурентов играет по своей предыстории. И, естественно, Гринпис обязан каким-то образом отомстить за Арктик санрайз.

В. ГЕРАСИМОВ - А с точки зрения вообще законопослушности российских рыбаков, вот, вы приводили сравнение с германским траулером, вот, это проблема не только наша. То есть не то что только с российкими кораблями такие истории приключаются. Это бывает и с другими кораблями, и наша... тут ничего такого относящегося именно к России, может быть, и нет?

М. ВОЙТЕНКО - Давайте сначала скажем, что, собственно говоря, никаких нарушений-то не было, согласно последним данным. Да и вообще мне как штурману совершенно понятно и очевидно, что вся эта история из пальца высосана. Если они сразу не смогли предъявить никаких доказательств. Это технически просто надо сказать, что судно здесь было или его здесь не было. И вот они уже неделю не могут сказать, был он в их водах священных или его не было.

Если говорить о браконьерстве, нарушениях правил улова рыбы, то занимаются этим все и повсеместно. Это улов рыбы, это такая штука очень специфическая.

О. БЫЧКОВА - Это всё-таки решение Российской Федерации, которая хочет как-то вернуть себе прежние моря и прежние зоны рыболовства, или это самодеятельность команды или хозяина этого траулера, который решил как-то пойти подальше? Как вы считаете?

М. ВОЙТЕНКО - Давайте мы не будем огосударстливать рыбный промысел. Ну да, частник решил. У него есть суда для океанического рыболовства. В общем, в водах Мурманска, где он прописан, ему делать нечего. Естественно, люди ищут пути выхода, возвращения в старые районы, потому что известно, что советские рыбаки первыми осваивали эти воды. Это инициатива частная, которую следует только поощрятЬ, а государству всемерно защищать, что у нас, слава Богу, в данном случае и делают.

О. БЫЧКОВА - То есть там есть какая-то, получается, некая неопределённость и некоторая зыбкость с этими разрешёнными границами, кто где может ловить рыбу. Получается так. Всё-таки тут есть какие-то сомнения?

М. ВОЙТЕНКО - Да нет там вроде никаких сомнений. Сомнения в добросовестности и порядочности сенегальских властей, вот, в данном конкретном случае, тут сомнения очень большие. Потому что строго очерчённые границы. Надо доказать, было там судно или не было. Вот, то доказательство, которое они совсем недавно, несколько часов назад, предъявили, извините, для специалиста это не доказательства, а бред сивой кобылы.

О. БЫЧКОВА - Понятно. То есть у сенегальцев свои причины, для того чтобы...

В. ГЕРАСИМОВ - То есть соглашения у нас есть и с Гвинеей-Бисау, и с Сенегалом. Тут никаких сомнений нет. Ловить мы могли.

О. БЫЧКОВА - Спасибо вам большое, Михаил. Это был Михаил Войтенко, главный редактор "Морского бюллетеня". Вы слушали программу "Сканер". До встречи ровно через неделю.

В. ГЕРАСИМОВ - Всего доброго.

Источник: echo.msk.ru

Также в разделе:

Минэкологии разработало программу сохранения хариуса и живокости в Подмосковье...

Запрет на добычу омуля ударит по местному населению прибрежных территорий Байкала...

Рыбная комиссия РСПП участвует в доработке правил распределения инвестиционных квот...

Чили: Cermaq Chile и Salmones Humboldt объявили о слиянии...

Евразийская экономическая комиссия изучит конкуренцию на рыбном рынке ...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Судовладелец: убытки от простоя траулера "Олег Найденов" составили около 20 млн рублей
23 января 2014, 19:34
Судно вернется на место промысла к вечеру За время простоя траулера "Олег Найденов" в порту Дакар под арестом судовладелец потерял около 20 млн рублей. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил исполнительный директор компании-судовладельца Юрий Паршев. "Мы планируем начать переговоры с...
Сенегальские власти освободили траулер "Олег Найденов"
22 января 2014, 18:37
Моряков подозревают в незаконной ловле, в РФ считают произошедшее войной за рыбные ресурсы Западной Африки. Российский траулер "Олег Найденов", задержанный военными Сенегала еще 3 января, отпущен на свободу. Правда, причиной стало не столько вмешательство российских дипломатов или...
Российский траулер "Олег Найденов" освобожден под залог
21 января 2014, 17:31
Необходимую сумму внесла российская "Ассоциация рыбопромышленников, ведущих промысел у берегов Западной Африки" Илья Виноградов/. Власти Сенегала освободили под залог российский траулер "Олег Найденов", сообщил ИТАР-ТАСС исполнительный директор компании-судовладельца Юрий...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы:
Горячее предложение