Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Россия закрыла свои границы для… российской рыбы

Фильтры

Регион

Новости

Россия закрыла свои границы для… российской рыбы

Подробно проанализировав в трех редакционных статьях ситуацию с возможностью "переориентации" отечественных рыбных потоков из-за рубежа в саму Россию в целях продовольственной безопасности страны и введением рыбного эмбарго, вывод напрашивается однозначный - без Северного морского пути эту проблему нам в ближайшее время не решить.

Чем важен для этих "переориентированных" рыбных потоков и страны в целом именно Севморпуть? Тем, что загрузив в транспортный рефрижератор энное количество рыбы (восемь тысяч тонн минтая и горбуши, как это было уже однажды), поставщик, минуя прожорливую РЖД и целую армию посредников, наживающихся на поставках рыбы и спекулятивно увеличивающих ее стоимость "в разы", доставляют эту рыбу непосредственно с места промысла из исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации в нужный порт Российской же Федерации, откуда она идет непосредственно к потребителю через розничную сеть.

Заманчиво, не правда ли?

Только ничего этого не будет.

И об этом открыто и честно говорит не рыбопромышленник или рыботорговец, которые устали от отечественного рыбного беспредела, наоборот, говорит человек, которого, вроде как, эта рыба особенно то и не касается - военный прокурор.

Цитирую: "Открытым также остается вопрос о возможности доставки продукции морем в западные регионы России, поскольку Северный морской путь неоднократно пересекает Государственную границу Российской Федерации".

Да что он белены объелся, этот прокурор?

Речь ведь идет не об иностранцах, которые пересекают Государственную границу Российской Федерации, а о россиянах, которые доставляют продовольственный груз (рыбную продукцию) из одной точки России в другую точку России, чтобы накормить вкусной и дешевой рыбой свой собственный народ.

Да, говорит военный прокурор, продовольственный груз вы доставить можете без всяких проблем, а вот рыбу - ни в коем случае.

А дальше военный прокурор переходит на мультимедийную речь и превращается в недоброго старика почтальона Печкина, который "принес посылку для вашего мальчика". "Но я вам ее не отдам". "Потому что документа нет". "Но посылку приносить буду". "Потому что так положено".

Вы думаете, я издеваюсь над военным прокурором. Нет, это он издевается над нами. Читаем: "По мнению специалистов ФСБ России, указанное постановление (о нем ниже - С.В.) не дает возможности получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы судами, осуществляющими транспортировку ВБР (водных биологических ресурсов, рыбы и морепродуктов - С.В.) прибрежного рыболовства (продукции из них), поскольку одним из необходимых условий для получения такого разрешения является предоставление копии разрешения на добычу ВБР, которого транспортные суда ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕ ИМЕЮТ (выделено мной - С.В.). "Потому что документа нет" - в соответствии с логикой почтальона Печкина.

Но у Печкина хоть есть какая-то логика в отношении причин, почему мальчик этого "документа" (с ударением на второй слог) не имеет, - не дорос еще ребенок.

Но Шарик с Матроскиным были ребятами ушлыми и вы, конечно, помните, как ловко они провели почтальона Печкина и "стибрили" посылочку с "продовольственными запасами".

Но в случае с продовольственными рыбными запасами страны все обстоит гораздо серьезнее, чем в любимом мультике.

Прокурор "ничтоже не сумняшеся" в своей прокурорской правоте пишет такие вещи, от которых волосы дыбом встают: "…транспортные суда, осуществляющие деятельность по погрузке, выгрузке, перегрузке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, согласно ФЗ "О рыболовстве", осуществляют рыболовство, в связи с чем, при пересечении государственной границы, совершают нарушение ст.ст. 9,11 Закона "О государственной границе РФ", по результатам чего капитаны и судовладельцы ОБОСНОВАННО (выделено мной - С.В.) привлекаются к административной ответственности по ст. 18,1 КоАП РФ.

Особо обращаем ваше внимание на то, что этот абсурд касается только тех транспортных судов, которые доставляют в Россию российскую рыбу.

Более того, эти транспортные суда ЗАВЕДОМО поставлены в условия, которые они не могут не нарушить, - они, опять же по ОПРЕДЕНИЮ, не могут получить тех документов, которые от них требуют пограничники.

И еще - карательные санкции в отношении судовладельцев и капитанов судов, поставляющих российскую рыбу в Россию и, таким образом вынужденных нарушать те самые статьи 9 и 11 "Закона о границе, беспредельны. В данном случае не от слова "беспредел" (хотя тут имеется явная и хорошо прослеживая связь), а от словосочетания "предела нет" - без предела).

Смотрите сами - в одностороннем порядке в конце 2009 года (а история эта с российским каботажным флотом, доставляющим груз ВБР в российские порты, началась именно в начале 2009 года на Камчатке) в соответствии с изменением КоАП (Кодекса об административных правонарушения) штраф за данное нарушение в отношении капитанов увеличивается в 10 (!!!) раз - с 3-5 тысяч рублей до 30-50 тысяч. Введена и юридическая ответственность за ЭТО нарушение и для судовладельцев. Здесь, естественно, покруче - от 400 до 800 тысяч рублей.

Но и это еще не все. Это касается разовых, единичных нарушений. Но рельеф дальневосточного берега, а соответственно и линия границы таковы, что транспортное судно ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ не может "разово" пересекать государственную границу своей страны, чтобы добраться из точки "А" в точку "Б". Он вынужден эту границу пересекать НЕОДНОКРАТНО.

И вот это все ему и СУММИРУЕТСЯ, как неоднократные нарушения и по каждому такому нарушению принимается административное решение.

Только по одному такому транспортному судну общая сумма штрафов за один только каботажный рейс (при обычных для рейса 8-ми эпизодах пересечения госграницы) для капитана (400 тысяч) и судовладельца выливается в 6,4 миллионов рублей, или в 6,4 рублей "добавленной стоимости" на каждую тысячу тонн перевезенной рыбы. Но это рейсы короткие - Петропавловск-Камчатский - Владивосток и наоборот. А во что же выльется такой каботаж на тысячах морских миль Северного морского пути, когда таких - неоднократных - пересечений государственной границы РФ будут сотни, если не тысячи - весь этот путь пролегает вдоль государственной границы, если не проходит почти полностью по ней самой и наказания, в соответствии с прокурорским мнением, будут обоснованными и, главное, реальными?

Да и кто из капитанов судов и судовладельцев рискнет на такой каботаж?

Это же расстрельная статья.

Но почему, вдруг, возникла эта - никогда прежде не существовавшая проблема?

Отвечаем - ее изобрели на Камчатке (по другой версии и гораздо раньше - на Русском Севере, в Мурманске) в 2009 году люди в "зеленых фуражках", то есть пограничники, которым государство доверило охрану государственной границы Российской Федерации.

Ситуация, в результате которой появилась эта до сих пор не разрешенная проблема, была анекдотичной по своей сути, напоминая спор мужа и жены: "стрижено - нет брито".

Во Владивостоке, отправляя в рейс каботажное судно, исходили из нормы закона об уведомительном характере сообщения о неоднократном пересечении этим судном государственной границы по пути следования в Петропавловск-Камчатский. А камчатские пограничники исходили из другой нормы, прописанной все в том же российском законодательстве, - они требовали от капитанов и судовладельцев уже "документов" - официальных разрешений на пересечение госграницы, которых, как им это было абсолютно известно, у каботажных судов не могло быть ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. И возбуждали дела об административной ответственности, с которых набегала очень даже хорошая сумма штрафов.

Это было в 2009 году.

Через год, когда проблема эта - "брито - нет стрижено" - приобрела уже государственные масштабы, 7 октября 2010 года в Петропавловске-Камчатском Комиссия по национальной морской политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провела специальное выездное заседание совместно с Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды: "Законодательное обеспечение каботажного плавания при пересечении государственной границы Российской Федерации судами под российским флагом: состояние, проблемы и пути их решения".

И на этом выездном заседании выяснилось очень и очень важное - что ни какое мы не ПРАВОВОЕ государство, а "люди в зеленых фуражках", выступая от лица государства, действуют совершенно незаконно, нарушая многочисленные международные Конвенции и Законы собственной страны, но при этом… никто остановить их не может, так как они руководствуются… Приказом ФСБ.

Я не утрирую. Я цитирую.

Вот, например, что говорил по этому поводу Н.К, Максюта, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике: "…в июне и в июле этого (2010 - С.В) года Минтранс России совместно с Пограничной службой ФСБ России и капитанами морских портов во Владивостоке провели ряд совещаний по этому вопросу, где, на наш взгляд, были приняты разумные решения.

Однако пунктом 33.8 Административного регламента ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, утвержденного приказом ФСБ России № 305 решения указанных совещаний были фактически дезавуированы". То есть, говоря другими словами, Федеральная служба безопасности была не согласна с решениями этих совещаний и наложило на них вето.

Более того, по итогам выездного заседания Комиссии по национальной морской политике и Комитета по природным ресурсам Совета Федерации Российской Федерации были выработаны предложения и рекомендации по внесению изменений в российское законодательство, чтобы российская рыба беспрепятственно поступала на российский берег.

Минуло три года после этого выездного заседания.

Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 110-ФЗ, наконец, были внесены долгожданные дополнения в статью 9 Закона о государственной границе РФ.

"Однако, - констатирует военный прокурор, - судам, использующимся для осуществления рыболовства права на неоднократное пересечение государственной границы в соответствии с внесенными изменениями НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ (выделено мной - С.В.)".

А каботажному флоту?

А каботажный, то есть торговый или транспортный, флот, по норме российского Закона о рыболовстве, перевозя рыбу, автоматически становится рыболовным флотом со всеми вытекающими из этого последствиями.

Граница на замке!

Но для кого? И почему?

Давайте сначала, как предложил на выездном заседании заместитель генерального директора - директор по эксплуатации флота и транспорта ОАО "Океанрыбфлот" Г.К. Габдулин посмотрим на ситуацию с глобальных международных позиций. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) основной принцип использования открытого моря "заключается в общем, равном и свободном пользовании судами всех нацией". И, к сведению, скажем, что иностранный флот имеет право на БЕСПРЕПЯТСТВЕННОЕ следование в российских водах. Точнее, "…для иностранных судов применяется принцип мирного прохода территориального (!!! - С.В.) моря Российской Федерации, определенный в статье 18 Конвенции ООН по морскому праву. Конвенция вступила в силу для России 11 апреля 1997 года. Мирный проход иностранными судами территориального моря Российской Федерации НЕ ТРЕБУЕТ (выделено мной - С.В.) уведомления пограничных органов УФСБ, тем более не требует разрешения" (почему сегодня иностранцы пользуются правом прохода через Первый Курильский пролив, а россияне, минуя запретную пограничную зону, - только через Четвертый, теряя сутки - то есть, опять же, увеличивая "добавленную" стоимость рыбы - на переход).

Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Частью 1 статьи 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Но что происходит на самом деле? "Что касается каботажного плавания с заходом в открытое море, то суда, несущие флаг Российской Федерации (и доставляющие в Российскую Федерацию продукцию ВБР - С.В.) в настоящее время заведомо ставятся в неравные условия с судами других стран (и отечественными судами, перевозящими иные, нежели рыбопродукция, грузы - С.В.). …Тем самым формально поставлен заслон на осуществление каботажного плавания между портами России с использованием морских путей, проходящих через пространства открытого моря".

В то же время в Морской доктрине Российской Федерации "подчеркивается важность внутригосударственных перевозок, особенно в труднодоступных районах, где каботажное плавание является безальтернативным видом транспорта и имеет особое значение в их жизнеобеспечении".

"Основным документом, определяющим правила плавания и стоянки судов в портах Российской Федерации, является приказ Минтранса России от 20 августа 2009 года № 140 "Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним". В данном нормативном акте (пункты 64 и 65) определена обязанность по прохождению пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля ТОЛЬКО (выделено мной - С.В.) в отношении судов, которые прибывают из или следуют в иностранный порт".

А вот вывод, который был сделан на выездном заседании Е.С. Звездиной - заместителем директора Правового департамента ОАО "Дальневосточное морское пароходство": "Нормы Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" не определяют правила пересечения государственной границы российскими судами, эксплуатируемыми в коммерческих целях, в том числе осуществляющими каботажные рейсы. Расширительное толкование или применение по аналогии указанных норм, представляющих нормы публичного права, НЕДОПУСТИМЫ (выделено мной - С.В.).

Не менее категоричен в своих правовых оценках был на этом заседании и К.А. Манько - военный прокурор отдела надзора за исполнением законов органами военного управления Военной прокуратуры Тихоокеанского флота: "Результаты надзорной работы Военной прокуратуры ТОФ в сфере защиты и охраны государственной границы, водных биологических ресурсов … свидетельствуют о недостаточно четкой правовой определенности вопросов, связанных с осуществлением морских перевозок в Дальневосточном морском бассейне судами под российским флагом, что оказывает негативное влияние на состояние законности в этой области".

И уж совсем неожиданно прозвучали здесь высказывания заместителя начальника Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России С.М. Маммарева: "Очевидно, что существующий правовой механизм существенно осложняет внутреннее морское сообщение в регионе, а в отдельных случаях, например при сообщении с Командорскими островами, и ВОВСЕ ИСКЛЮЧАЕТ ЛЮБУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ КОММУНИКАЦИИ (выделено мной - С.В.), что также представляется сомнительным с позиции создания эффективных условий для развития транспортной системы России".

Говорит так правильно, что и не подумаешь, кто был автором этих каботажных "ловушек" на государственной границе. Даже военный прокурор пришел в полное изумление от коварства "людей в зеленых фуражках": "Следует отметить, что, привлекая капитанов судов к административной ответственности за пресечение государственной границы без прохождения пограничного контроля на выезд из Российской Федерации в портах Приморья, должностными лицами СВПУ береговой охраны ФСБ России НЕ СОЗДАВАЛОСЬ ПРЕПЯТСТВИЙ (выделено мной - С.В.) для выхода судов этой же категории из портов Камчатки без прохождения пограничного контроля".

Выслушав всех желающих высказаться, разработав и приняв предложения в соответствии с международным правом, российским законодательством и здравым смыслом, высокие гости разъехались по стране.

И снова в истории России случилось то, что случилось: хотели как лучше, а получилось, как всегда - судам, использующимся для осуществления рыболовства (в том числе и транспортным судам, осуществляющим деятельность по погрузке, выгрузке, перегрузке и транспортировке уловов ВБР), права на неоднократное пересечение государственной границы … не предоставлены".

Более того - цитируем ответ, который поступил…из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан (исх. А26-11-4115693 от 24 февраля 2014 г.): "К величайшему сожалению, ни одно из предложений, направленных на устранение неоправданных административных барьеров данного правового акта до настоящего времени не учтено. Более того, в настоящее время не только продолжается массовое составление протоколов по признакам административных правонарушений, с использованием ранее наработанной практики, но и берутся "на вооружение" новые методы вскрытия нарушений С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАЛИТИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕСОВЕРШЕНСТВА ДЕЙСТВУЮЩЕГО НОРМАТИВНОГО АКТА (выделено мной - С.В.)".

Вы что-нибудь поняли? Это ведь написал не Министр рыбного хозяйства Камчатского края, а Заместитель начальника Департамента аналитического и правового обеспечения Управления Президента Российской Федерации О. Александров. Я понимаю, что он просто переписал чей-то текст. Но ведь надо было в него хотя бы вдуматься - ведь отвечает на коллективное письмо рыбаков Камчатки не кто-нибудь, а сам Президент России, к которому и обратились рыбаки.

И сам Президент России, исходя из вышесказанного, в бессилии перед пограничным произволом разводит руками: простите мол, но ничего сделать не могу…

А те уже разошлись не на шутку - за административное нарушение одного судна останавливают работу целого флота (в этом же письме перечисляются компании, имеющие более десяти промысловых судов, работа которых была парализована пограничниками - в числе их и крупнейший в СССР и России рыболовецкий колхоз имени Ленина, ООО "Тымлатский рыбокомбинат" и ЗАО "Хайрюзовский РКЗ", расположенные в отдаленных районах Крайнего Севера, Озерновский РКЗ-55).

А это ведь только начало. Как у нас по-русски: когда "рука рубить устала" к нам приходит второе дыхание - Разойдись, плечо! Размахнись рука!…

И катись тогда ко всем чертям этот Северный морской путь….

Сергей ВАХРИН

Источник: fishkamchatka.ru

Также в разделе

Комментарии (0)