Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Экспансия российских продуктов на внешних рынках: о чем говорят эксперты?

Фильтры

Регион

Новости

Экспансия российских продуктов на внешних рынках: о чем говорят эксперты?

Каковы перспективы продвижения российской мясной продукции на внешних рынках и как отразится рост экспорта на предложении внутри страны? Обзор на эту тему опубликовала газета РБК, исходя из мониторинга экономической ситуации экспертов Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара и РАНХиГС.

Эксперты предупреждают, что если Россия справится с планами по импортозамещению и развитию экспорта, то к 2025 году внутреннее потребление продовольствия в стране может сократиться, отмечают авторы обзора — Елена Сухорукова и Юлия Старостина.

Государственную программу развития агропромышленного комплекса и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия реализуют с 2013 года. В первые пять лет она была нацелена на обеспечение продовольственной безопасности России и ускоренное импортозамещение по основным категориям продовольствия.

Новые ориентиры

В конце сентября 2019 года Минсельхоз РФ внес в программу коррективы и поставил перед сельскохозяйственными производителями поставлены дополнительные цели:

  • к 2025 году прирост производства продукции АПК в хозяйствах всех категорий должен составить 15,1% к уровню 2017 года,
  • экспорт сельхозпродукции должен вырасти в 2,2 раза — до $45 миллиардов.

Для производителей пищевых продуктов животного происхождения установлен отдельный целевой показатель: к 2024 году экспорт молока и мяса и изготовленного из них продовольствия должен вырасти в 4,5 раза по сравнению с 2017 годом — до $2,8 миллиарда.

По словам представителя Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, доктора экономических наук Василия Урзуна, достижение целей, обозначенных в программе, возможно только при высоких темпах развития отрасли. Вместе с тем, за восемь лет она продемонстрировала довольно скромные темпы прироста.

Точки риска

Когда министерство сельского хозяйства разрабатывало изменения в госпрограмму, в одном из вариантов уточнялось, что для заданных темпов увеличения объемов экспорта продукции АПК прирост производства за восемь лет должен составить 20%. Для этого необходимо дополнительное финансирование отрасли, утверждает Урзун. Иначе возникает дисбаланс между низкими темпами развития отрасли и ускоренным ростом объемов экспорта и импортозамещения.

Дисбаланс может привести к тому, что задачи аграрной политики не будут решены, считает эксперт, что ставит под угрозу удовлетворение внутренних потребностей в продовольствии.  По подсчетам Василия Урзуна, в таком случае потребление пищевой продукции на рынке может сократиться на 10%.

Если в 2017 году стоимость потребленной на внутреннем рынке продукции АПК оценивалась в 5,65 трлн рублей в ценах 2018 года, то при выполнении планов по экспорту и импортозамещению к 2025 году ее стоимость сократится до 5,43 трлн рублей. Причем самые уязвимые позиции — говядина и молоко.

Целевые рынки

Нынешние темпы прироста валового производства продуктов питания не позволяют гарантировать выполнение задач по росту экспорта к 2024 году, поставленных Владимиром Путиным. Такой точки зрения придерживается директор центра компетенций в АПК российского офиса консалтинговой компании KPMG Илья Строкин.

Есть единственный способ достижения этих целей — повышать добавленную стоимость каждой тонны экспортной продукции. Такой подход сопряжен с маркетингом и продвижением товаров на целевые рынки, взаимодействием с потребителем и развитием каналов продаж. Весь этот спектр уже находится в поле зрения Минсельхоза.

Строкин уточнил, что пока рост экспорта российской продукции АПК могут обеспечить только два региона Юго-Восточная и Центральная Азия и Ближний Восток: рынки, целевые по всем категориям — зерновым, мясу, рыбе, молоку, масложировой продукции, кондитерским изделиям и напиткам. В то же время по некоторым из перечисленных позиций на внутреннем рынке России сложилась вполне благоприятная конъюнктура, и у производителей нет стимула для экспорта.

Например, в связи с ограничением импорта цены и маржинальность говядины и птицы у нас выше, чем средние на мировом рынке. Именно этот фактор существенно снижает их конкурентоспособность на наиболее привлекательном для экспортеров рынке Китая.

Что отправляем на экспорт?

Директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов уточнил, что в настоящее время объем экспорта молочной продукции в стоимостном выражении составляет $300 миллионов. Согласно государственной программе, к 2024 году этот показатель должен достичь $800 млн.

В молочном эквиваленте экспортные поставки должны вырасти с 700 тысяч до 2 млн тонн. Союзмолоко непосредственно участвовало в формировании целей, поэтому Белов считает их выполнимыми. Сейчас спрос на молоко на внутреннем рынке неустойчивый, а бизнес необходимо развивать.

По мнению директора союза, прирост экспорта молочной продукции будет происходить за счет стран ЕАЭС и открытия новых рынков. Экспортеры молока уже начали поставки в Китай и постепенно продвигаются к доступу на рынки Африки и Ближнего Востока.

По данным Минсельхоза, в январе-октябре 2019 года экспорт российской продукции АПК в стоимостном выражении превысил $19 миллиардов. В его структуре снижается доля зерновых, и в дальнейшем планируется наращивать объемы внешних поставок продовольственных товаров с высокой добавленной стоимостью.

Источник: Мясной Эксперт

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись