Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

В сетях преткновения: Вокруг дрифтерного промысла тихоокеанского лосося вновь развернулись дискуссии

Фильтры

Регион

Новости

В сетях преткновения: Вокруг дрифтерного промысла тихоокеанского лосося вновь развернулись дискуссии

В конце минувшего месяца в Москве прошло межведомственное совещание под председательством заместителя министра сельского хозяйства РФ и руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова. В очередной раз представители российского парламента, заинтересованных министерств и ведомств, ученые, рыбопромышленники и многие другие решали судьбу дрифтерного промысла лососевых, который ежегодно ведется с океанской стороны от Курильской гряды. Об итогах этой дискуссии мы поговорили с одним из ее участников, заместителем председателя правительства области Сергеем Карепкиным

- Проблемы морского вылова лососевых попадают в поле зрения политиков и общественности с завидной регулярностью. Помнится, в 2009 году в Минсельхозе РФ выступали за введение ограничений на дрифтерный промысел красной рыбы, в 2013-м вопрос обсуждался на заседании профильного комитета Совета Федерации. А в 2014-м сроки вылова сдвинули на месяц и т.д. Что же побудило вновь вернуться к этой теме?

- Появились сразу два предложения, касающиеся судьбы дрифтерного промысла лосося. Так, участник минувшего заседания, сенатор Геннадий Горбунов выступил за полный его запрет с 2016 года. Для этого группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации предложила внести соответствующие изменения в ряд статей Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" № 166-ФЗ. По мнению парламентариев, промысел лососевых плавными (дрифтерными) сетями с океанской стороны Курил негативно отражается на естественном воспроизводстве красной рыбы, приводит к подрыву экономики прибрежных регионов, наносит ущерб окружающей среде и т.д.

Взамен же инициаторы запрета обещают существенное пополнение бюджетов всех уровней, дополнительные рабочие места в отрасли, увеличение рыбопродукции для россиян и т.п. Правда, детального экономического и социально-политического обоснования столь позитивного прогноза в документах к законопроекту почему-то не приводится - там фигурируют, как говорится, лишь голые цифры и довольно спорные выводы.

А вот специалисты центрального отраслевого института ВНИРО предложили несколько иной вариант действий. Они высказались за новые ограничения по срокам и районам промысла: предложили внести изменения в региональные правила рыболовства, увеличить число научных наблюдателей на судах и т.д. Причем позиция выступившего в ходе дискуссии директора этого института Михаила Глубоковского весьма показательна. Он, в частности, отметил: если будет принято политическое решение о полном запрете дрифтерного лова для российских и зарубежных судов, то возможность научного наблюдения за лососем в море все же необходимо оставить. Говоря проще, совсем океанический промысел красной рыбы прекращать нельзя, ведь он дает очень ценную информацию для отраслевой науки.

Обратите внимание - ученые ведут речь именно о политическом решении. Возникает закономерный вопрос: почему? Ответ тоже очевиден: научная оценка дрифтерного промысла уже давно выполнена, и она явно свидетельствует не в пользу инициаторов запрета. Еще в 2009 году доктор наук и профессор Олег Гриценко, кстати, являвшийся в ту пору заместителем директора упомянутого выше ВНИРО и признанный патриархом среди исследователей тихоокеанского лосося, опубликовал обстоятельную работу, посвященную именно морскому промыслу красной рыбы. Авторитетный исследователь, к сожалению, уже ушел из жизни, но сделанные им выводы актуальны и сегодня. А они таковы: если вести дрифтерный промысел по правилам, то по своему негативному воздействию на окружающую среду он не хуже других способов лова. "Формирование общественного мнения против дрифтерного промысла, - подчеркнул авторитетный и в России, и за рубежом ученый, - обусловлено противоречивыми экономическими интересами различных стран и используется для ограничения деятельности конкурентов". Сказано исчерпывающе, и добавить к этому нечего.

Однако сегодня экономические интересы вновь пытаются перевести в плоскость политики. Вот именно против политического решения и выступили на минувшем совещании представители различных рыбопромышленных объединений. Например, президент ассоциации дрифтерных исследований Евгения Миронова напомнила: в прошлом году из-за сдвижки сроков промысла на 1 июня заметно сократился вылов лососевых дрифтерными сетями - некоторые компании выбрали не более 80 проц. от выделенных квот. Нынешние же предложения ВНИРО приведут не только к еще большему недолову, но и поставят под угрозу качество самого прогноза на путину-2015. Дело в том, что свой прогноз ученые уточняют именно с помощью информации, полученной от наблюдателей с дрифтерного флота. Если же они приступят к работе на полтора месяца позже, то и наблюдать-то будет уже почти нечего. В эту пору основная часть лосося минует курильские проливы и уйдет в Охотское море, из которого затем мигрирует к западной Камчатке, побережью Магаданской области, к северу и востоку Сахалина.

Не меньшую критику вызвали и попытки увязать дрифтерные квоты с прогнозом возможного вылова тихоокеанских лососей в прибрежной зоне. Суть их такова: сокращение морского лова позволит взять больше нерки непосредственно на Камчатке, а также снизить промысловый пресс на два основных стада этого вида лососевых, которые нерестятся на полуострове. Представители рыбацкой общественности возразили: вылов лосося в море жестко контролируется, а вот на берегу, наоборот, царят браконьеры, чья добыча достигает уже промышленных масштабов.

Более того, при подобных рекомендациях сторонники ограничения дрифтерного лова, как говорится, телегу ставят впереди лошади. Дело в том, что прогноз на очередную "красную" путину утверждается примерно за полгода до ее начала, а ресурсы для прибрежного промысла распределяются на основе заявок от рыбопромышленников. Это позволяет при неожиданно массовых подходах рыбы оперативно корректировать прогноз в сторону увеличения и давать разрешение на вылов дополнительного количества лососевых именно в "прибрежке". Ответственность в таких случаях принимают на себя созданные при губернаторах приморских регионов комиссии по организации вылова анадромных видов рыб. Иными словами, многие ключевые вопросы этого вида промысла решаются непосредственно на местах.

- А на дрифтерном промысле действует иной порядок?

- Да. Здесь общий допустимый улов (ОДУ) для добычи лососевых в российской экономзоне определяется на федеральном уровне. Причем величина вылова тут рассчитывается по-своему - заблаговременно, за два года, и в ходе экспедиций не меняется. Да и к самому промыслу допускают лишь компании, отвечающие определенным условиям. Сахалинские рыбопромышленники, например, в свое время прибрели на аукционах квоты "под дрифтер" и заключили с уполномоченным госорганом договоры, гарантирующие вылов лососевых в течение 10 лет - до 2020 года.

Столь разные механизмы распределения и освоения ресурсов жестко закреплены на нормативно-законодательном уровне, и вносить в них коррективы без детального обоснования и всестороннего обсуждения нельзя. Стремление некоторых парламентариев с наскока изменить существующий в рыболовстве порядок создает опасный прецедент, который может повлечь за собой нарушение прав предпринимателей в других отраслях российской экономики, и без того оказавшейся сегодня в сложных условиях из-за введенных западных санкций.

- В ходе дискуссии свои аргументы наверняка привели и представители местных органов власти различных субъектов Дальнего Востока?

- На Камчатке традиционно выступают против дрифтерного промысла лососевых и считают, что приоритет надо отдать прибрежному рыболовству. Позиция краевых органов власти понятна, ведь если морской лов сократят или вообще закроют, то рыбы к полуострову подойдет больше, а значит, возрастут и уловы местных предприятий.

Правительство Сахалинской области, в свою очередь, не менее последовательно поддерживает дрифтерный промысел. Во-первых, он дает работу почти 400 рыбакам 13 предприятий Дальнего Востока. Во-вторых, мы получаем продукцию, налоги с которой поступают в бюджеты всех уровней. В-третьих, большая часть "дрифтерного" улова поступает на отечественный рынок, что чрезвычайно важно при импортозамещении норвежского и американского лосося, а также для укрепления продовольственной безопасности России.

В учет необходимо взять и то, что возможный запрет самым серьезным образом повлияет на организацию "красной" путины на Северных Курилах. Из-за географических и гидрологических особенностей этих островов местные промысловики вынуждены использовать именно плавные сети, то есть, по сути, применять "малый дрифтер". А рыбная отрасль здесь не только единственная, представляющая реальный сектор экономики, но еще и градообразующая. Если ударить запретом по ней, угроза безработицы станет реальной и для значительной части жителей Северных Курил.

Поэтому на минувшем совещании мы выступили за то, чтобы вопрос об изменении законодательства был отложен до тех пор, пока наука не представит более подробных сведений о влиянии дрифтерного промысла на естественный нерест всех видов тихоокеанского лосося на территории Камчатского края и Сахалинской области. Одновременно мы поддержали предложение ученых об увеличении численности наблюдателей на флоте, ведущем вылов красной рыбы в российской экономзоне.

- Какое же решение приняли в итоге на минувшем межведомственном совещании?

- Можно сказать, что очередная попытка поставить на прикол дрифтерный флот пока отбита. Во всяком случае, глава Росрыболовства Илья Шестаков поручил владивостокскому институту "ТИНРО-Центр" подготовить всестороннюю оценку влияния дрифтерного промысла на состояние запасов лососевых в российской экономзоне, а своим сотрудникам - проанализировать экономическую сторону предлагаемого запрета и его юридических аспектов. Ну а мы не только будем следить за тем, как развивается ситуация, но и постараемся привлечь на свою сторону как можно больше сторонников.

Сергей Сактаганов


 

Источник: РИА "Сахалин-Курилы"

Также в разделе

Комментарии (0)