Понедельник, 21 мая, 2018 года: USD = , EUR = ,

Траулерный караул

22 октября 2015, 08:43

19 октября прошёл Госсовет, посвящённый будущему рыбной отрасли. На нём было рассказано немало интересного.

Траулерный караул

Государству наконец открыли глаза на состояние рыболовецкого флота. Раньше любые данные о нём были поразительно скудные, было неизвестно даже точное число судов.

По крайней мере теперь известно, что в РФ 2,5 тыс. рыболовецких судов. Это много или как? В целом прилично. Например, у Дании 2,68 тыс. таких посудин, у Голландии – 740, в Исландии – 1,65 тысячи. Конечно, лучше не сравнивать нас с общим рыболовецким флотом ЕС, который разросся до71,3 тыс. кораблей, или с необъятной южнокорейской флотилией, в которой 74,7 тыс. единиц.

В конце концов, в море важно не число, а умение ловить. Как-никак, наш флот в первой десятке по добыче в мире. За вылов в РФ отвечают 1,98 тыс. кораблей, 21 судно занимается переработкой в море, уловы возят 250 громадных корабля-рефрижератора. Кроме того, у нас осталось 22 научных судна, которые занимаются разведкой ресурсов. Есть и три учебных корабля, на которых готовят будущих рыбаков.

Теперь о главном. Последние минимум 15 лет почти все разговоры о российском рыболовецком флоте сводятся к теме, что он устарел. Действительно, суда не новые, 80% флота перевалило 30-летний рубеж. Ситуация понятна, пик ввода новых судов пришёлся на последние годы советской власти. При этом за 20 лет, с 1970 по 1990 г., без того огромный советский рыбный флот вырос вдвое. Это были гигантские заказы, на которые облизывались все мировые верфи.

В частности, тогда заказали громадную партию судов в Польше, построившей нам в том числе три прославленные гигантские плавбазы, включая «Дружбу» и «Конституцию СССР». Заслуженные рыболовецкие траулеры «Лесков», «Родина» и «Зверобой» тоже польского происхождения. Среди них были суда длиной более сотни метров, плавбазы перерабатывали по 150 т рыбы в сутки. Это долго оставалось мировым рекордом.

Восточная Германия традиционно поставляла Союзу суда-рефрижераторы. Кроме того, 15 отличных траулеров типа «Содружество» для нас построили испанцы. По сути, мы держали на плаву гражданское судостроение нескольких стран. С тех пор как крупные заказы из СССР иссякли, восточногерманские и польские верфи балансируют на грани разорения.

Что сейчас? Суда у нас в массе не новые, но это не катастрофа. Всё-таки рыболовецкий корабль не легковушка, которая изнашивается за 5–10 лет. По мировым меркам тут у РФ всё далеко не так плохо. Скажем, в Голландии средний возраст рыбной эскадры – 32 года, В Дании – 29 лет, в Исландии – 27 лет, в Британии – 25 лет. Там никому не приходит в голову постоянно менять корабли. Важнее поддерживать в форме те, что есть.

К тому же пополнение флота, пусть не такое значительное, как прежде, не остановилось даже в 1990-е. В последние годы российские компании стабильно заказывали суда в среднем на 30 млрд руб. в год. За последние 10 лет в строй вступили 50 новых рыболовецких кораблей. Правда, почти все посудины мелкие, среднетоннажных только две.

В реальности серьёзного обновления требует флот рефрижераторов, в котором только 24 относительно новых судна из имеющихся 250. Также остро нужны крупнотоннажные суда, которых у нас осталось до обидного мало. По предварительным расчётам, РФ требуется 20 крупных и 36 средних судна. К слову, заказы на большие рыболовецкие корабли – редкость. Например, Япония за последние 12 лет приобрела только пять таких судов, Южная Корея – 7, Франция – 3, США – вообще одно. Плюс России остро требуются современные корабли новых типов, которых у нас пока нет. В том числе специализированные креветколовы и траулеры, способные доставлять на берег живую рыбу.

Тут возникает проблема: кто будет проектировать и строить новый российский рыболовецкий флот? Самое обидное, в стране осталось 12 профильных предприятий, включая Амурский, Хабаровский, Волгоградский и Ярославский заводы. В строю центр судоремонта «Звёздочка» в Северодвинске и судостроительный завод в Благовещенске. Тем не менее гражданские мощности в целом простаивают. По данным Минпромторга, в последние годы более 90% дохода российское судостроение получило за счёт оборонных заказов. Потому что гражданских было крайне мало, буквально пара барж и буксиров. Плюс неизменный коронный продукт наших гражданских верфей, судна класса река-море.

При этом нельзя сказать, будто спроса нет. В 2014 г. крупный 120‑метровый траулер для северного флота был построен в Малайзии, несколько средних 52‑метровых судна, сделанных по заказу РФ, сошли с голландских стапелей. В чём дело? Тут, разумеется, больше всего вопросов не к рыболовам, но к Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). В момент создания она ошарашила планами, пообещав в ближайшие 10 лет построить 1,4 тыс. новых кораблей и захватить минимум 5% мирового гражданского рынка. Сроки вышли, результата не видно.

Понятно, что наш рыболовецкий флот так или иначе будет обновляться. Вдобавок грядёт огромный вал заказов на ремонт и обновление судов. Речь о сотнях миллиардов рублей. Судостроителям нужно только поймать волну и сделать всё, чтобы эти деньги не уплыли на азиатские или европейские верфи.

Источник: argumenti.ru

Также в разделе:

Норвегия: Экспорт морепродуктов достиг почти 4 млрд.долларов за 4 месяца 2018 года...

Экспорт кальмара и осьминога из Вьетнама увеличился на 25%...

Более 70% товаров в торговых сетях Подмосковья произведены в России...

В Китае в реку Янцзы было выпущено 85 тыс. осетров вымирающей породы...

Рыбные предприятия Латвии обречены на банкротство?...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

На Курилах появится рыбоперерабатывающий завод за 350 млн рублей
12 апреля 2018, 10:50
В Северо-Курильском районе Сахалина построят новый береговой завод по переработке рыбы. Проект реализует ООО «Гранис», пишет Vostok.Today. Инвестиции – 350 млн руб. Строительные работы планирует завершить к сентябрю 2019 г.Рыболовный флот компании состоит из трех судов. На...
Шестаков: Российский рыболовный флот вернется в Антарктику в ближайшие годы
18 сентября 2017, 09:07
Россия обновит свой рыболовный флот и пополнит его новыми современными судами уже в ближайшие пять-семь лет, чтобы вернуться в воды Антарктики для освоения Мирового океана. Об этом рассказал в первый день работы Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге заместитель министра...
Строишь флот в Приморье – получи льготу
3 декабря 2015, 16:00
Парламентарии одобрили инициативу по поддержке рыбной отрасли Приморья. Изменения в закон «О налоге на имущество организаций» должны стимулировать обновление флота. Налоговые льготы будут распространяться на рыбопромысловые суда, построенные на предприятиях Приморья....


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы:
Горячее предложение