Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Спасти наважий промысел в Унской губе не смог даже Путин

Фильтры

Регион

Новости

Спасти наважий промысел в Унской губе не смог даже Путин

После того как территория Унской губы вошла в состав национального парка "Онежское Поморье", промышленный лов рыбы в этих местах был запрещен. Легальным оказался лишь любительский лов. Такой поворот событий немало обеспокоил местных жителей, ведь этот традиционный промысел насчитывает не одну сотню лет. Представители рыболовецких колхозов обратились в верховный суд с просьбой исключить Унскую губу из состава национального парка. Суд в удовлетворении иска отказал.

В июне прошлого года в дело вмешался сам Путин - на совещании в Архангельске президент поручил чиновникам разобраться с вопросом добычи наваги в Унской губе Белого моря.

- Если в 2014 году промысел наваги в Унской губе велся колхозами в ограниченном количестве, то с начала 2015-го он и вовсе не ведется, - рассказал председатель "Рыболовецкого колхоза им. М.И. Калинина" Дмитрий Пименов. - Люди разочарованны ситуацией. В деревнях ведь все идет по графику. Зимой они всегда ловили рыбу. Это было их источником дохода. Кроме того, именно здесь основное место ловли наваги в нашей области. Сейчас мы допродаем запасы - осталось совсем немного. Насколько я знаю, сейчас начали возить в Архангельск навагу из Карелии. Нашей же легальной в магазинах уже не встретишь.

А ведь порядка 700 лет назад люди поселились в этих краях, в частности, потому, что здесь ловили навагу - эта рыба составила основу промысла и торговли. Образовавшиеся же здесь рыболовецкие колхозы стали для местных деревень градообразующими. Так, градообразующим для Луды и Уны являлся колхоз им.Калинина, а для Яреньги и Лопшеньги - "Заря". До последнего момента на добыче здесь работали исключительно местные жители. И это был единственный рентабельный вид деятельности в этих краях.

- Сегодня же интересы колхозов и рыбаков ущемлены, - считает Дмитрий Пименов. - А в условиях санкций ущемляются и права людей потреблять свежую рыбу. Кстати, все деньги от реализации нашей продукции оставались в области. Кроме того, было закуплено холодильное оборудование - мы были готовы способствовать обеспечению продовольственной безопасности региона.

"Не парк - ботанический сад"

Правда, само руководство парка "Онежское Поморье", как выясняется, тоже на стороне рыболовецких колхозов.

- Наш парк создавался мучительно долго, - говорит его директор Олег Продан. - Когда же он был учрежден, мы получили в наследство, помимо проделанной за последние 20 лет работы, еще и различные проблемы. Одна из них как раз и касается промышленного промысла. Да, я должен выполнять функции, возложенные на меня как руководителя парка. Но не стоит забывать, что проблема промышленного лова наваги была изначально поднята даже не колхозами, а самим национальным парком. Но мы отдаем себе отчет, что именно мы пришли на территорию, где веками жили люди, занимающиеся наважьим промыслом, а не они к нам. И, на мой взгляд, одной из задач парка является не только сохранение природы, но и сохранение традиционного образа жизни людей. Иначе это уже не национальный парк, а ботанический сад. Ведь если к вопросу подходить разумно, то в накладе не останется никто. Кроме того, национальный парк должен быть благом, а не приносить вред.

По мнению руководства парка, в Унской губе для местных жителей должны сохраниться все традиционные виды лова рыбы. Во-первых, это любительское, на удочку. Во-вторых, кустарное любительское, рюжами. Третий вид - промышленный, которым бы занимались местные колхозы. Но сегодня сохранились лишь первые два вида добычи наваги.

Причем стоит отметить, что в этих краях колхозы всегда добывали рыбу не с помощью техники, а как сложилось испокон веков - рюжами.

Шило на мыло?

Кстати, как выявляют исследования, никакого урона популяции наваги промышленное рыболовство не приносит. И на сегодняшний день практика показывает, что те же самые объемы, что ловились колхозами, а иногда даже и большие, вылавливаются любителями.

- Мы прекрасно понимаем, что теперь любители вылавливают навагу сотнями килограммов, - объясняет ситуацию Олег Продан. - Естественно, они нелегально продают эту рыбу, обманывая и нас и государство.

По мнению специалистов, массово приезжающие в эти края на рыбалку любители могут нанести гораздо больший вред, нежели колхозы. В конце минувшего года цифра разрешений, выданных на посещение Унской Губы, превышала 22 тысячи. Причем так называемые "рыболовы-туристы" не только мешками вывозят навагу и подпольным образом сбывают ее - они еще оставляют после себя огромное количество мусора, нарушают все возможные запреты, в том числе, касающиеся выхода на лед. Так, некоторое время назад был случай, когда буквально за день под лед провалилось шесть рыбаков. Вот и выходит, что сегодня любительское рыболовство приносит больший вред, чем промышленный лов. А запрет на деятельность колхозов просто-напросто лишил людей возможности официально заниматься традиционным промыслом.

Браконьеры-вредители

В соответствии с действующими "Правилами рыболовства для северного рыбохозяйственного бассейна" в Унской губе с 10 января по 1 февраля 2015 года было запрещено ловить навагу любыми способами вообще. Запрет был связан с нерестовым периодом. Но 10500 особей наваги попали в браконьерские ловушки. В ходе рейдов инспекторами национального парка "Онежское Поморье" и сотрудниками Приморской государственной районной инспекции пограничного управления ФСБ РФ было обнаружено 25 незаконно установленных рюж. На нарушителей правил рыболовства были составлены протоколы об административном правонарушении. Штрафы в общей сложности составили 25 тысяч рублей.

Отсюда вопрос: так ли страшен промышленный лов наваги? Или все же запрет спровоцировал гораздо более серьезный вред?

Андрей Рыженков, начальник управления по социальной политике Приморского района:

- Территория парка "Онежское Поморье" особенная - она обладает серьезным историческим наследием и достойна того, чтобы называться национальным парком. Поэтому было решено создать координационный совет на уровне района, который должен объединить усилия различных ведомств, чтобы найти выход из сложившихся проблем.

Алексей Коротенков, руководитель регионального агентства по рыбному хозяйству:

- На мой взгляд, самое главное, что время эмоций прошло. И сегодня нам надо заниматься тем, чтобы искать пути решения возникшей проблемы. Мы не оставляем идеи возобновить промышленную добычу наваги в Унской губе.

Валентина Рудкина, глава Приморского района:

- До того как был создан нацпарк, люди здесь веками ловили рыбу, заготавливали дрова, собирали ягоды и грибы. Промыслом наваги люди зарабатывали себе на жизнь. И сегодня мы не должны ущемлять их права. Нам нужно доказать правительству, что наша ситуация отличается от ситуаций в других регионах, а значит, и решать ее нужно отдельно.

Анна Нечай


 

Источник: "Московский Комсомолец"

Также в разделе

Комментарии (0)