Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Рыба родом из СССР

Фильтры

Регион

Новости

Рыба родом из СССР

Сейчас остро встала задача обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения.

Огромную роль в этом играет наша рыбная промышленность. Россия - великая морская держава, имеет выход к трем океанам, омывается множеством богатых разнообразными ресурсами морей. Pravda.Ru публикует материалы о морском рыболовстве.

Во времена СССР управление морским (океаническим) промыслом осуществлялось жесткой вертикальной структурой: минрыбхоз СССР - бассейновые производственные объединения (главки) - региональные производственные объединения - управления добывающего, перерабатывающего, транспортного, танкерного флота и подразделения по перспективному и оперативному поиску рыбы. Работой бассейновых инспекций по безопасности мореплавания и управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства руководило министерство. Бассейновые научно-исследовательские институты (НИИ) структурно замыкались на министерство.

Представители этих структур постоянно находились в море, в больших экспедициях - обязательно. Была создана и достаточно успешно функционировала система высшего, среднего и профессионально-технического образования. Работа в море на промысловых судах была престижной. Зарплата рыбаков была на достойном уровне. Промыслом во внутренних пресноводных водоемах и товарным рыбоводством занимались республиканские ведомства, также подчиненные минрыбхозу СССР. Рыболовецкие колхозы были объединены в областные, краевые и республиканские колхозсоюзы, структурно замыкающиеся на Всесоюзное колхозное объединение.

В части планирования объемов вылова и управления флотом колхозная система была подчинена главкам бассейнов. В целом колхозы имели достаточно большую хозяйственную самостоятельность, но были обязаны сдавать рыбу на переработку на госпредприятия. В последние годы существования СССР на специальном заседании коллегии минрыбхоза СССР им было разрешено создавать и расширять собственное рыбоперерабатывающее производство. В наиболее важных районах промысла работали суда нескольких бассейновых объединений (главков), в промысле с транспортами и плавбазами участвовали до 150-170 судов и более численностью работающих около 10 тысяч человек. Вылов там достигал 1,2-1,3 миллионов тонн.

А в Охотоморской минтаевой экспедиции судов и моряков было в два раза больше - город в море. И вся эта масса техники и людей достаточно успешно функционировала, давая стране мороженую рыбу, рыбную муку, жир и другую продукцию. В море бассейновые объединения, региональные производственные объединения и базы флота имели своих представителей, эфир был забит радиообменом.

Каждая рыбохозяйственная организация получала информацию и давала указания своим флотилиям в море. Наряду с научным сопровождением, добывающему флоту в море оказывалась поддержка судами оперативной и перспективной разведки, задачей которых было выявление запасных и перспективных участков лова.

Для поиска и наведения судов на косяки рыбы применялась также авиация, включая два специально оборудованных самолета ИЛ-18 ДОРР, использовавшихся в основном в дальних районах Северного и Дальневосточного бассейнов, начавших работать в конце 80-х годов прошлого столетия. Помимо "флотских" организаций в состав отрасли входили, замыкаясь на главки (БПО) и в конечном итоге на министерство: порты с причальными сооружениями, инфраструктурой и холодильниками, береговые рыбоперерабатывающие предприятия, судоремонтные и судостроительные заводы, тарные предприятия, включая жестяно-баночные фабрики, фабрики орудий лова, подразделения, обеспечивающие контроль качества рыбопродукции и санитарию производства, различного профиля конструкторские бюро и институты, в том числе по проектованию судов, подводных аппаратов и оборудования, снабженческие и сбытовые организации, рыбные магазины.

На некоторых судоремонтных заводах функционировало чугунолитейное производство, давал продукцию завод полимерной пленки в городе Дмитрове. Министерством был установлен ежедневный контроль за работой каждого крупного судна. С появлением электронно-вычислительной техники была создана система "Рыболовство", интегрированная впоследствии в отраслевую систему мониторинга рыболовства и связи, в которую также позднее вошла система спутникового позиционирования судов. Министерство рыбного хозяйства занималось всем. В рыбохозяйственном комплексе работало свыше 1 млн человек. Планирование вылова, выпуска продукции и финансовых показателей производились в Госплане и минрыбхозе на основе прогнозов ВНИРО. Планы по всем показателям были крайне напряженными. Хотя считалось, что показатели намечаются с учетом состояния сырьевой базы, прогнозируемой наукой, на деле планировали с увеличением от достигнутого.

В результате в различные годы были подорваны запасы некоторых видов рыб. Понимание ограниченности запасов пришло не сразу. Снижение запасов в некоторых случаях, наряду с переловом, обусловлено и другими, включая природные, факторами. Но если наука и рыбоохрана жестко стояли на своих позициях, руководство соглашалось с необходимостью сокращения вылова того или иного запаса или прекращения его промысла вообще.

Развитие промысла в прилегающих к побережью морях и экспансия в Мировой океан начались сразу после окончания Великой Отечественной войны и, возможно, при понимании правительством того, что у страны нет достаточных ресурсов и времени для поднятия сельского хозяйства, в первую очередь, животноводства, для обеспечения в срочном порядке населения животными белками. Изучение рыбных запасов и их освоение было организовано практически во всем Мировом океане. Это стало возможным благодаря крупномасштабному строительству флота и созданию экспедиционной системы организации промысла, что открыло новую эпоху в мировом рыболовстве.

Суда строились большими сериями. Среднетоннажные- в основном в СССР, крупнотоннажные - большей частью в ГДР, СССР и Польше. Некоторые наиболее удачные суда типа "Пулковский меридиан" (Украина) работают до сих пор. Наряду с самыми крупными добывающими судами типа "Моонзунд" (ГДР), они составляют костяк крупнотоннажного флота настоящего времени.

Массово за рубежом и в меньшем количестве в СССР строились плавбазы, транспортные рефрижераторы и танкеры, которые наряду с вывозом продукции из районов лова, обеспечивали рыбодобывающие суда необходимым снаряжением и топливом. Плавучие базы обеспечивали приемку в свежем видеи переработку сырья массовых видов рыб (сельдь, минтай, скумбрия, сардина, ставрида, сардина-иваси, добываемого среднетоннажными судами-ловцами.

В качестве иллюстрации: за весь период крупномасштабного строительства флота были построены около 830 единиц СРТ, около 820 СРТМ и 700 РС и значительное количество других типов. Крупнотоннажные суда строились в меньшем количестве, однако судов типа БМРТ было построено свыше 450 единиц, в основном в СССР. 370 судов типа "Атлантик" и "Прометей" ("Суператлантик") построены в ГДР. Серии других типов крупных судов строились в меньшем количестве.

В большом количестве строились и маломерные суда для прибрежного лова, в том числе для работы в Каспийском, Черном и Азовском морях. Для обеспечения безопасности мореплавания и промысловых операций строились спасательные суда. Был создан многочисленный научно-исследовательский, поисковый и рыбоохранный флот. Но даже самые качественные советские суда, в том числе лучшие из них, построенные в ГДР, отставали в техническом отношении от передовых иностранных образцов.

Большое значение имела организация цепи холода от заморозки рыбы в море до доставки ее на прилавок покупателю, имея в виду, что основным видом реализуемой продукции в свое время стала мороженая разделанная и неразделанная рыба. В значительном количестве в море вырабатывались консервы и пресервы, для хранения и доставки которых в места потребления требуется специальный температурный режим.

Значительные изменения в рыболовстве в Мировом океане произошли в конце 70-х - начале 80-х годов. В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву. Она ратифицирована Российской Федерацией в 1997 году. Но уже к концу 70-х годов прошлого столетия всеми прибрежными государствами были введены 200-мильные зоны исключительной юрисдикции. Изменился порядок доступа к сырьевым ресурсам морских районов, прилегающих к побережью иностранных государств. С 46-ю прибрежными государствами были заключены соглашения о добыче рыбы. СССР стал участником 12 многосторонних международных соглашений по рыболовству, основной целью которых было сохранение запасов и рациональное их использование.

Во многих странах созданы представительства минрыбхоза и совместные компании. Возросла роль рыбохозяйственной науки, так как выделение квот в зонах иностранных государств и конвенционных районах производилось с учетом состояния запасов объектов лова. Флот все дальше уходил в океан, что требовало совершенствования судов, техники лова, навигационного и рыбопоискового оборудования, технологии и техники переработки улова. Были открыты новые районы и объекты лова за пределами ИЭЗ иностранных государств во всех океанах. Все это позволило увеличить вылов рыбы с 1,4 миллионов тонн в 1940 году (доля РСФСР - около 1,2), до 11,3-11,6 млн тонн (РСФСР - 8-8,5) к концу 80-х годов.

Опыт управления рыбохозяйственной отраслью в СССР заслуживает изучения и, в некоторых моментах, использования, но его перенесение в новую конкретно-историческую обстановку, другую экономическую формацию нецелесообразно, а иногда и вредно. После перехода народного хозяйства Российской Федерации к формированию рыночной экономики рыбодобывающий флот большей частью сосредоточился в морских водоемах и на ВБР, находящихся под юрисдикцией России. На водные биоресурсы России усилился пресс промысла.

В настоящее время многие единицы запаса находятся на грани чрезмерной эксплуатации, хотя некоторые, в силу различных причин, не полностью осваиваются. В перспективе просматривается целесообразность снижения нагрузки на отдельные виды водных биоресурсов морских районов, прилегающих к побережью Российской Федерации. Надо возвращаться в Мировой океан.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)