Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Рыба едет, а не плывёт: Когда на прилавках наших магазинов станет больше российской рыбы?

Фильтры

Регион

Новости

Рыба едет, а не плывёт: Когда на прилавках наших магазинов станет больше российской рыбы?

В магазинах рыбы после введения санкций меньше не стало. Ни форель, ни сибас, ни дорадо с прилавков не исчезли. А вот отечественный улов представлен всё так же скудно. Хотя специалисты и говорят, что импортозамещение всё-таки началось.

Сёмгу и форель из Норвегии заменила рыба из Чили и с Фарерских островов, вместо испанских сибаса и дорадо приехали их родственники из Турции. "Рыба есть, - подтверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. - Исчезла европейская рыба, но такая же приходит к нам из Турции". Стабильным спросом пользуются китайские замороженные пангасиус и телапия. А вот объёмы поставок именно российской рыбы растут незначительно.

Последнее время популярной у покупателей становится свежая форель. Она выращивается в России, в специальных садках в Баренцевом море, а также в пресных водоёмах в Карелии. Однако развитие аквакультуры (искусственного выращивания рыбы) в России только начинается, и вырастить рыбу быстро просто невозможно. А вот дикая рыба, которую ловят в море, в основном идёт в центральные районы с Дальнего Востока.

"В новых экономических условиях вопрос импортозамещения продовольствия, в том числе рыбы, стоит остро. Дальний Восток вылавливает огромное количество рыбы, которой теоретически можно накормить всё население России, - говорит Георгий Карлов, депутат Государственной думы от Сахалина. - Только на практике вопрос оказывается очень сложным". С доставкой дальневосточной рыбы на прилавки магазинов существует целый комплекс проблем. Для начала нужно сказать, что сами рыбаки не всегда хотят везти её на российский берег. Ведь курс доллара растёт, рыбу значительно выгоднее поставлять на экспорт в Японию и Китай.

А те объёмы, которые приходят всё-таки на российский берег, нужно ещё доставить с Дальнего Востока в Центральную Россию, ведь именно здесь живут основные потребители рыбы. "Сейчас много говорят о том, что транспортировка рыбы слишком дорогая, железнодорожные тарифы делают её переброс в европейскую часть России экономически невыгодным. Но это не совсем так, - поясняет Георгий Карлов. - Стоимость доставки в цене килограмма рыбы незначительна".

Слова депутата подтверждает директор по маркетингу и развитию компании "Рефсервис" - самого крупного в России железнодорожного перевозчика рыбной продукции - Олег Богомолов: "За 10 месяцев этого года погрузка рыбы с Дальневосточной дороги выросла на 8,3%. Эмбарго на объём перевезённой дальневосточной рыбы практически не влияет, за исключением небольшого показателя прироста. Никаких проблем с вывозом рыбы нет. У нас полное обеспечение вагонным парком, даже постоянно простаивают порядка 300 рефрижераторных и вагонов-термосов, плюс ещё рефконтейнеры приблизительно на 20 тыс. тонн". РЖД перевозят всё, что грузят в железнодорожные вагоны рыбаки, и цены не поднимают.

Как поясняет Георгий Карпов, значительно более серьёзная проблема для российских рыбаков - это бесконечные справки и ветеринарные свидетельства, которые рыбаки вынуждены получать на российском берегу. "Представьте себе, за время путины дальневосточные рыбаки были вынуждены сделать двенадцать тысяч (!) лабораторных анализов, причём ни один из них не был положительным", - говорит Георгий Карпов. Поставкам рыбы мешают избыточные административные барьеры, которые становятся питательной средой для коррупции, полагает депутат. По данным Ассоциации добытчиков минтая, только в 2012 году рыбаки потеряли около 3,6 млрд руб. из-за тотальных проверок каждой партии рыбной продукции ветеринарными службами. Однако ситуация может измениться в лучшую сторону. Лабораторные исследования выгружаемой на российский берег рыбы могут быть отменены. Поручение подготовить соответствующие изменения в законодательство дал зампредседателя Правительства РФ Аркадий Дворкович. "Ведь достаточно проверить район промысла, а не каждую рыбу в отдельности", - поясняют в Росрыболовстве.

Такого рода изменения выгодны рыбакам, отгружать рыбу на российский берег станет проще. Однако занять прилавки российских магазинов они всё равно не обещают. О полном импортозамещении говорить очень рано. "Особого спроса на дальневосточную рыбу сейчас нет", - говорит Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая. Холодильники рыботорговых компаний затарены рыбой. Сами покупатели с удовольствием покупают импорт, слишком мало обращают внимания на дальневосточного кальмара, российскую горбушу и нерку, продажи дальневосточной сельди тоже растут не особо... "Дальневосточная рыба нуждается в популяризации", - говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов. Покупатели в России очень мало знают о потребительских свойствах нашей собственной российской дикой рыбы. Красивые турецкие дорадо и сибас манят покупателей с прилавков магазинов, блестит чешуёй форель… "Причём эта рыба свежая, не замороженная, значит, более полезная", - думает потребитель. Однако не совсем так. Специалисты по питанию поясняют: те же самые дорадо, сибас, форель - это ведь рыба искусственно выращенная. В процессе взращивания мальков кормят транквилизаторами и антибиотиками, для того чтобы снизить их активность и ускорить рост. А в случае с красной рыбой для придания более насыщенного цвета мясу добавляют красители. Так как мясо рыбы, обитающей в неестественных условиях, не может быть красного цвета.

Полезных веществ в ней намного меньше, чем в дикой, пусть даже и замороженной. Но ведь замораживается дальневосточная рыба прямо на судах, сразу после вылова, полезных веществ в ней сохраняется больше, чем в охлаждённой, которая подолгу едет до магазина и лежит на прилавке. Купить действительно свежую форель в реальности очень сложно, оптовики частенько замораживают рыбу, чтобы не пропала по дороге к прилавку, и размораживают непосредственно перед продажей.

Так что весь комплекс проблем, который мешает нашей рыболовной отрасли добраться до прилавков магазинов, удастся решить ещё не скоро. Но импортозамещение уже началось. Так что российский потребитель имеет все шансы оценить преимущества улова отечественных рыбаков.

Существуют ли у железнодорожников проблемы с перевозкой рыбы с Дальнего Востока - "Гудок. Пятница" выяснил у начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком РЖД Алексея Каменобродского.

- Алексей Анатольевич, происходит ли сейчас увеличение поставок от дальневосточных рыбаков в центральную часть России?

- По сравнению с 2013 годом перевозки рыбы выросли, но незначительно. Сейчас путина на Дальнем Востоке уже заканчивается, пиковый сезон пройден.

Мы со своей стороны сделали всё возможное для ускоренной поставки рыбной продукции. Заявки на перевозку согласуются день в день. Организованы ускоренные рефрижераторные поезда, которые перевозят рыбу со скоростью 1270 километров в сутки.

- А почему же объёмы поставок растут незначительно?

- Всю рыбу, которую заявляют клиенты, мы перевозим. Вагонов и контейнеров на Дальнем Востоке достаточно.

- С 1 ноября рыбу можно будет возить не в рефрижераторных вагонах, а в вагонах-термосах, что дешевле. Означает ли это, что мы получим более дешёвую рыбу?

- Просто 1 ноября начинается зимний сезон, и рыбу можно будет перевозить уже не в рефрижераторных вагонах, которые дороже в обслуживании, а в специальных вагонах-термосах. Они дешевле, поскольку не сопровождаются механиками. Но ведь стоимость перевозки никак не влияет на цену рыбы в магазине. Цена перевозки составляет в стоимости рыбы от 2 до 10%. Разница в используемых вагонах добавляет к цене рыбы 1-2 рубля. А ведь цена килограмма самой дешёвой рыбы - примерно 90 руб.

- Но разговоры о том, что перевозка железной дорогой невыгодна рыбакам можно услышать довольно часто.

- Большой спрос на железнодорожные вагоны, которые предоставляют нашим рыбакам не само РЖД, а частные компании, в путину. Но даже тогда цена перевозки рыбы - это 8,5 руб. в килограмме рыбы. По сравнению с другими странами цены на наши железнодорожные перевозки очень даже лояльны.

- Что же тогда происходит?

- То, что происходит на рыбном рынке, связано с особенностями работы рыбаков, торговых сетей, оптовых компаний. Оптовики "играют" с ценами. Например, ждут, пока холодильники рыбаков полностью наполнятся рыбой, ее некуда выгружать с судов, и тогда цены начинают снижаться. Поэтому часто происходит так: то рыбы нет совсем, а то внезапно к нам приходит такой объём рыбы, который сложно погрузить сразу. Опять же не по нашей вине. Вагоны есть. Погруженные вагоны по 8-10 дней ждут разрешения ветеринарного контроля.

- Связано ли подорожание рыбы со стоимостью услуг РЖД?

- Цены на перевозку рыбы не росли. Но мы должны помнить, что отпускные цены рыбаков в разы ниже тех, что в наших магазинах. На рыбе зарабатывают множество компаний-посредников.

 
Ольга Колтунова

Источник: gudok.ru

Также в разделе

Комментарии (0)