Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Система сертификации промыслов нуждается в реформе

Фильтры

Регион

Новости

Система сертификации промыслов нуждается в реформе

Проблема устойчивости рыбных промыслов известна. На бизнес-форуме «Будущее рыбного рынка...» с призывом к российским рыбакам ответственно относиться к морским ресурсам обратилась и Мария Даманаки, комиссар Евросоюза по рыболовству. В рамках последней международной выставки «Интерфиш 2010» прошло заседание Общественного совета Росрыболовства. Предложения WWF по развитию экологической сертификации получили одобрение и были внесены в проект резолюции Совета.

Принято считать, что сертификация по стандартам Морского попечительского совета (MSC) и добровольное внедрение системы отслеживания прохождения рыбы «от судна до прилавка» получила массовую поддержку судовладельцев, а Совет - одобрение кругов, заинтересованных в сохранении рынка морепродуктов. В России экологическую сертификацию начали называть велением времени, без которого выход нашей рыбы на экологически ответственные рынки скоро будет закрыт.

Попечительский Совет решил создать рабочую группу по экосертификации, в нее войдут представители MSC и WWF. Задача - отследить, чтобы при проведении сертификации рыбных промыслов в России полностью учитывались забота о состоянии запасов, минимизация ущерба морским экосистемам, эффективное и ответственное управление, мониторинг биоресурсов. Значит, до настоящего времени всего этого не наблюдалось.

Совет активно убеждает нас в том, что сертификация рыбных промыслов позволит судовладельцам получить независимую оценку экспертов о состоянии промыслов, рекомендации по их улучшению (как будто рыбаки не имеют представление о промысле, в котором участвуют). Заказчик получает индульгенцию в виде сертификата на ведение устойчивого промысла или возможность приклеить на свою продукцию голубую этикетку. Такие документы выдаются в обмен на крупные суммы денег. Если контракт подписан, заявитель не сомневается, что у промысла очень большие шансы получить международный сертификат соответствия, независимо от дальнейшего развития событий. Он дает возможность продавать рыбную продукцию на международном рынке по более высоким ценам. Потребители получают уверенность в том, что рыба хорошего качества. Индустрия сертификации организована хорошо.

В настоящее время в программе MSC участвуют 227 промыслов (97 уже получили сертификаты, на очереди – 130). Еще более 40 проходят «предварительную проверку». В России сертификация началась на северо-востоке страны, дошла мода и до Мурманска. Здесь работой и приличными заработками MSC обеспечен на долгие годы. Ведь если промысел однажды попадает в программу MSC, выхода из нее практически нет. Даже если сертификаты получат все промыслы и судовладельцы лишатся наценки на свою продукцию, они будут вынуждены постоянно платить Совету за периодическое подтверждение сертификации. Такая структура не выдерживает серьезной критики по следующим причинам:

- обычно заказчиком выступает судовладелец или Ассоциация, в которую он входит, но допускаются исключения. Пример - Группа компаний «Ocean Trawlers» с головным офисом в Гонконге и торговыми представительствами в Великобритании и США. Она вступает в завершающую стадию MSC сертификации своих поставщиков трески и пикши: - 16 траулеров Северного бассейна, принадлежащих компаниям «Карат», «Карат-1», «Согра», «Альтернатива», «Рыбпроминвест» и консорциуму «Мурманский траловый флот». Прибыль получает MSC и, возможно, заказчик сертификата «Ocean Trawlers». Рыбаки продолжают работать за «ту же зарплату», поэтому ждать от них улучшения отношения к запасам трески и пикши не приходится;

- сертификационная команда привычно переписывает информацию, изложенную в других источниках (описание промысла, его состояние, меры управления, рекомендации ИКЕС и т.д.). Как правило, в команде нет специалиста, хорошо знающего район и объект промысла, его проблемы, поэтому в объемном отчете приводится много ненужной информации. Сертификаторы берутся за описание (списывание) любого промысла, лишь бы за него хорошо заплатили. Но список судов, на которых в последние годы находились наблюдатели ФГУП «ПИНРО», их фамилии, отчеты, почему-то не приводят. Поэтому вопрос о проверке «заверенных наблюдателями» журналов контроля на борту судов группы «Ocean trawlers» считается неудобным; - зачем-то вводится режим предварительной сертификации промыслов, после которой наступает очередь полной, независимо от результатов предыдущей. Затем следует режим продолжающейся сертификации или постоянной проверки промыслов. Предлагаемые «советы» просто смешны - разве выход в море на промысел сейчас возможен без знаний Правил рыболовства? В период «независимой» экспертизы «проводятся» консультации, которые невозможно проверить. В случае сертификации для «Ocean Trawlers» указывается позиция «капитаны» без конкретных фамилий;

- для успешной сертификации эксплуатируемые популяции должны находиться в хорошем состоянии. После завершения процесса забота о благополучном состоянии запаса ложится на плечи пользователей;

- замечания к сертификации промыслов можно не вносить - последует невразумительный ответ. Пример - "Ocean Trawlers hit back at statements from the WWF". Автор умудряется не заметить проблему утилизации приловов, хотя все знают, что она существует. Некоммерческих приловов в Баренцевом море много, они попадают в категорию выбросов - рыбомучных установок на траулерах, поставляющих сырье для «Ocean Trawlers» нет;

- в погоне за прибылью MSC сертифицирует только заявителей, а не сами промыслы. Каждый судовладелец, или производитель продукции, независимо от того, что имеет дело с одним запасом, за каждую заявку платит отдельно. За один раз сертифицируется только производство указанной в заявке продукции. В случае выпуска другого вида необходимо подавать новую заявку с новым чеком.

В общем, на рыбаках можно хорошо заработать. Обрабатывается общественное мнение, потребители убеждаются в том, что их покупки действительно влияют на состояние запасов, а судовладельцы - в том, что продукция с голубой этикеткой будет продаваться лучше.

Современная система сертификации рыболовства MSC давно подвергается критике, в таком виде она не может обеспечить устойчивость промыслов, не спасает от переловов и выбросов. Деятельность Совета нуждается в серьезной переоценке. Многие природоохранные организации протестуют против деятельности MSC, в результате которой Планета рискует потерять много морских экосистем. Достаточно вспомнить случай с макруронусом новозеландский или синий гренадером (Macruronus novaezelandiae). Промысел был сертифицирован MSC в 2001 году как устойчивый, но потом случилась неприятность. Повторную сертификацию пришлось проходить в 2007 году.

Характерен и свежий пример - скумбрия северо-восточной Атлантики. МSС умудрился выдать документы нескольким пользователям одного запаса. Вскоре после оплаты услуг по сертификации непримиримые противники объявили об утверждении огромных объемов квот в одностороннем порядке, поставив под сомнение будущее промысла скумбрии. В течение года все встречи в Лондоне с целью разрешить затянувшийся конфликт, пока безуспешны. Можно привести случаи с антарктическим крилем и клыкачом.

Сегодня система MSC не в состоянии защитить окружающую среду и нуждается в радикальной коррекции. Сертификаты или голубые этикетки просто вручаются заявителям в обмен на доллары, создается финансовый конфликт интересов с теми, кто не желает поддерживать систему. Синий логотип Совета на упаковке пока позволяет производителям называть покупателей добросовестными и брать с них более высокую цену. Но при всеобщей сертификации промыслов заявители лишатся преференций. А покинуть область сертифицирования им уже вряд ли удастся. В перспективе - аудиторские проверки и необходимость регулярного подтверждения индульгенций за соответствующую плату.

Источник: Рыбацкая газета

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись