Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Выращенная фермерами рыба плывет к прилавкам слишком медленно

Фильтры

Регион

Новости

Выращенная фермерами рыба плывет к прилавкам слишком медленно



Закон об аквакультуре, появления которого российская рыбная отрасль с нетерпением ждет уже несколько лет, внесен в правительство РФ. Закон поможет появлению на столах россиян свежей рыбы и спасет от безрыбья моря и реки нашей страны. Кроме того, аквакультура позволит создать много новых рабочих мест. Эксперты разошлись во мнениях относительно цены «искусственной» рыбы. Часть из них уверена, что продукция хозяйств будет дороже «дикого» улова. Другая часть считает, что это не так.
«Мы рассчитываем пройти первое чтение на осенней сессии Госдумы»,—рассказал в среду 27 октября руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Однако депутаты обещают приступить к чтениям не раньше следующего года.

Еще летом в Росрыболовстве были почти уверены, что закон об аквакультуре будет принят в этом году чуть ли не в окончательном виде. Впрочем, даже нынешние планы Андрея Крайнего выглядят слишком оптимистичными. «Я думаю, в этом году первого чтения не будет»,— сказал GZT.RU член комитета Госдумы по природным ресурсам и член правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Герман Зверев. По его словам, в декабре депутаты, судя по всему, будут только анализировать закон.

Справка

Аквакультура (от лат. aqua— вода и культура— возделывание, разведение, выращивание)— разведение и выращивание водных организмов в водоемах на суше и на специально созданных водных плантациях.

Марикультура (от лат. marinus— морской)— морская аквакультура: выращивание полезных водорослей, моллюсков, рыб и других организмов в морях, лагунах, лиманах, эстуариях или в искусственных условиях.

Щекотливые моменты

Причины задержки Зверев объясняет целым рядом сложных моментов. К примеру, в последнем варианте законопроекта недостаточно нечетко определено разделение аквакультуры на разные сегменты— пастбищную и глубоководную. Кроме того, в документе не прописана детально процедура распределения рыбохозяйственных аквакультурных участков.

«Сегодня многие из таких участков находятся у людей, которые распоряжаются ими неэффективно— они не обеспечивают прирост аквакультуры,— говорит Зверев.— Мы сплошь и рядом видим предприятия, которые выдают всего лишь 10–12% от плановых или заявленных ими выпусков продукции». Но вопрос щекотливый, отмечает депутат: многие из участков уже распределены, и просто отнять их будет невозможно. Следовательно, в законе должна быть прописана процедура, схожая с механизмом в рыболовстве: если в течение 2 лет предприятие осваивает меньше половины выданной ему квоты, оно ее лишается. Все эти вопросы еще только предстоит обсудить в Госдуме.
Отстающие в гонках

Необходимость закона об аквакультуре признается в России давно. Участники рыбопромыслового рынка жалуются, что если во всем мире аквакультура растет большими темпами, особенно в Китае, то в нашей стране она стагнирует. Отставание России в этом вопросе объясняется в первую очередь отсутствием у нас правовой основы для инвестиций в эту область— фактически государство мало что делает для поощрения данного сектора рыбохозяйственной деятельности.

«Сегодня многие страны стали наперегонки выращивать аквакультуру,— признает Андрей Краний.— Китай за последние 20 лет утроил аквакультуру: он тратит на поддержку агросектора и рыбы 15% ВВП. У нас же цель— хотя бы 500–600 млн рублей в год тратить на развитие этой отрасли рыбоводства. Все вернется сторицей».
И в воду залезть, и рыбку съесть

Между тем, развитие аквакультуры касается не только чисто экономической конкуренции на мировом рынке— это вопрос о том, будет ли вообще в будущем рационе рыба и морепродукты.

Сегодня, по словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, человечество вылавливает в мировом океане около 90 млн тонн водных биоресурсов в год. И это почти предел: если перейти планку в 95 млн, в мировом океане начнутся необратимые изменения— подрыв популяции и уничтожение целых видов. Именно поэтому за 20 лет объем улова практически не рос.

А Организация объединенных наций (ООН) недавно выпустила доклад, в котором прогнозируется, что к 2050 году в морях, океанах и реках рыба может исчезнуть полностью. Это грозит голодом миллиарду человек на Земле (помимо уже голодающих) и коллапсом рыболовной отрасли, в которой занято примерно 8% населения планеты.

В Европе сократили квоты на вылов рыбы из-за сокращения популяции промысловой рыбы. Экологи утверждают, что причина последнего не только в проблемах среды, но и в халатности рыбаков.

Между тем, спрос на рыбу и морепродукты растет. И поспеть за этим спросом, а заодно и спасти планету от исчерпания рыбных ресурсов можно только за счет развития аквакультуры. По данным главы Росрыболовства, за последние 20 лет мировая аквакультура выросла на 44%: на сегодняшний день вылавливается 90 млн тонн в год, а 68 млн тонн— выращивается на рыбных фермах. Абсолютный лидер в этой отрасли— Китай, который выращивает 42,5 млн тонн таких продуктов в год. Россия за последние 7 лет выращивает всего 112–114 тыс. тонн ежегодно. «Таким образом, наша страна не входит даже в первые 15 стран в мире по этому показателю»,— сетует Крайний. Тогда как вылов рыбы в нашей экономической зоне тоже близок к пределу.

Впрочем, догнать Китай нам не удастся даже при самых благоприятных обстоятельствах. По данным Андрея Крайнего, собственные биологические возможности позволяют России выращивать не более 1,5 млн тонн— многие российские территории из-за холодного климата не подходят для выращивания рыбы.

Но и этого показателя мы добьемся нескоро. «Мы для себя ставим планку: к 2020 г. увеличить производство в 4 раза: с нынешних 110 тыс. в год выйти на 440 тыс. тонн через 10 лет».
Светлое будущее

Семгу и форель Россия можем выращивать в Карелии и Мурманской области, в Волго-Каспийском и Азово-Черноморском бассейне— «растительноядные» рыбы, а на Дальнем Востоке— марикультуру, гребешок, трепанг, водоросли и т.п. А на Сахалине и вовсе можно выращивать самых больших в мире устриц, радуется глава Росрыболовства. «Там можно будет зарабатывать десятки миллионов долларов,— строит платы Крайний.— У этой индустрии есть колоссальный экспортный потенциал».

Помимо прибыли, у аквакультуры есть несколько колоссальных преимуществ: она не зависит от путины и рыбу можно выращивать круглогодично. Рыбные фермы можно развивать в Европейской части страны, там, где живет основная часть ее населения. Это означает, что на прилавках магазинов будет больше свежей и охлажденной живой рыбы.

Кроме того, аквакультура позволит создать много новых рабочих мест. «В южной части Сахалина аквакультура может создать 80 тыс. рабочих мест»,— сказал Крайний.

Чтобы все это стало реальностью, кроме упомянутого законопроекта нужна комплексная программа развития аквакультуры. «Мы до конца года доработаем ее дорабатываем вместе с регионами,— обещает Крайний.— Нужны также меры господдержки— субсидирование кормов, рыбная мелиорация, углубление рек, в том числе Дона и Волги».

Дороже или дешевле?

Александр Савельев из Росрыболовства предупреждает, что разводимая в хозяйствах рыба будет дороже, как, впрочем и все остальные продукты питания в будущем. С ним не соглашается эколог Алексей Яблоков: «К примеру, в Норвегии отгораживают часть фьорда и там, как в естественном садке, разводят тех же лососей. Затраты на человеческий труд там в десятки раз меньше, чем при вылове в море».

Впрочем, крупные компании рыбной отрасли, имеющие достаточные инвестиционные возможности, активно развивают аквакультуру, не дожидаясь законодательной базы. «Отрасль аквакультуры уже переживает настоящий бум»,— говорил ранее GZT.RU Дмитрий Дангауэр, гендиректор компании «Русское море» , считающей развитие аквакультуры своим стратегическим направлением и за три года вложившей в него более $10 млн. «У нас уже есть форелевое хозяйство в Карелии, достаточно крупное по российским меркам. Мы сейчас активно развиваем и другие направления— не только лососевые, но и пресноводные и моллюсковые»,— рассказал Дангауэр.

Источник: gzt.ru

Также в разделе

Комментарии (0)