Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Нельзя рыбака называть браконьером и требовать, чтобы он накормил страну

Фильтры

Регион

Новости

Нельзя рыбака называть браконьером и требовать, чтобы он накормил страну

В прошлом крупнейший рыбопромышленник, а ныне член Совета Федерации Александр Верховский, рассказал «КП» что делает отечественную рыбу такой дорогой. ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - Александр Григорьевич, я на Сахалине пообщалась с рыбопромышленниками, они рассказывают кошмарные вещи: 13 проверяющих ведомств, миллиарды рублей за справки, тотальный ветеринарный контроль…

- Так и есть. И мы уже давно об этом говорим и объясняем, что избыточные административные барьеры, создаваемые чиновниками-бюрократами это серьезная помеха для предпринимательства… Многие препоны создаются искусственно, порой даже вопреки не только здравому смыслу, но и вопреки закону. Если говорить о рыбопромышленном комплексе, то, по оценке экспертов, система тотального контроля рыбаков со стороны государства противодействует доставке морепродуктов на прилавки российских магазинов. Безусловно, это создает дополнительные конкурентные преимущества импортерам рыбы, так как оформление импорта проходит в течении двух-трех часов, а не нескольких дней, как это зачастую бывает при движении внутри страны.

- А что вы предлагаете - убрать ветеринарные проверки вообще? Вам сразу ответят, мол, наши бизнесмены начнут нарушать и продавать нам десять раз замороженную, некачественную рыбу. А вот иностранный бизнесмен боится за свою репутацию.

- Во-первых, российский бизнесмен также очень дорожит репутацией. Многие компании на рынке около 20 лет… Да и российское законодательство в области рыболовства установило жесткие и понятные правила - нарушил - лишаешься права на вылов пожизненно! Кто будет рисковать? А вот законодательство в области ветеринарного контроля запутано и создает условия для коррупции, и никаких особенностей в части биоресурсов не допускает. То есть для свиньи и лосося правила ветконтроля одинаковые. Это ли не абсурд? Но, это уже во-вторых: рыба морского промысла не подвержена заболеваниям, опасным для человека, чего не скажешь о фермерской. Зачем же тогда нужно исследовать каждую партию этой рыбы (Вы помните речь идет о 1,5 млн тонн) в лабораториях Россельхознадзора? В развитых морских рыболовных державах - Норвегии, Японии, США - морепродукты, выловленные рыбаками и поставляемые на внутренний рынок, не исследуются ветеринарными службами этих стран. Там понимают бессмысленность и вредность таких мероприятий - поэтому и потребление своей рыбы у них намного выше, чем у нас. Вот еще цифра, которая говорит сама за себя: 0,34% - такое количество выявлено нарушений при проверке 1,5 млн тонн рыбопродукции. И каких! - нечеткость при оформлении: бланки не так заполняли или бирки на ящиках криво висели. Какая уж тут продовольственная безопасность?

РОССИЙСКУЮ ВМЕСТО ИНОСТРАННОЙ?

- А что еще нужно сделать, чтобы в наших магазинах появилась хорошая и недорогая рыба?

- Очень много говорят, особенно сейчас, о свежей и охлажденной рыбе как о большой потере для нашего потребителя. Мне кажется, ситуация сильно драматизируется. Наверное, импортерами этого вида продукции. На самом деле, никакой трагедии нет. Во всем в мире в основном потребляют замороженную рыбу, а охлажденная рыба - фермерская (искусственно выращенная) спросом не пользуется. Мало того, потребитель специально предупреждается о том, что продукция искусственная. Поэтому нужно не печалиться о потере норвежской семги и сельди, а максимально содействовать тому, чтобы «наши» лосось, минтай и сельдь дошли в нужном количестве и качестве до россиянина. А это около 2 млн тонн! Вполне достаточно для обеспечения продовольственной безопасности страны.

ЧЕТЫРЕ МИФА

- Что же мешает?

- У большинства чиновников в головах царит четыре мифа о рыбной промышленности. Первый: рыбак - это браконьер. Второй – заводы закрываются, ничего не строится. Третий - флот у нас ветхий, устаревший, его срочно надо заменить новым. И четвертый (но не последний) - продукция отечественных рыбных фермеров накормит страну.

- И что из этого не правда?

- Все. В России действует очень серьезное законодательство в отношении браконьеров. За последние годы его (браконьерства) стало в десятки раз меньше. Крупные компании браконьерством не занимаются, это не имеет смысла, я уже говорил об этом. Пожизненное лишение квот на вылов - серьезная мотивация не нарушать правила рыболовства. И развивающиеся технологии не позволяют браконьерить, ведь на каждом судне установлено оборудование, которое позволяет правоохранительным структурам следить за любым его передвижением. Мелкое браконьерство существует, как и везде в мире. Но если проверяющие могут следить за каждым судном, у меня возникает вопрос: а почему они позволяют браконьерам совершать преступления?

- Ну хорошо, а как с заводами?

- Вы были на Итурупе, видели рыбоперерабатывающие заводы. Это производства, технологичность которых на уровне высочайших мировых стандартов. Что же касается заводов по воспроизводству лосося - то им нет аналогов ни в России, ни в мире. Хочу подчеркнуть, что по всему Дальнему Востоку ежегодно открываются новые и новые перерабатывающие комбинаты. Поэтому странно слышать, когда чиновники очень высокого уровня позволяют себе говорить о том, что «рыбопромышленники не строят заводы на берегу». Что касается судов. Флота в России в 2,5 раза больше, чем нужно. Компании модернизируют суда, повышается производительность. Но если в той же Европе государство выплачивает бизнесмену компенсацию за то, что он сдает в металлолом старое судно, то в России предпринимателю за утилизацию нужно еще и платить. Что касается продукции аквакультуры и потенциала российских фермеров. В настоящее время ими производится 150 тыс тонн, то есть меньше 5 процентов от морского вылова. Цифра комментариев не требует. Климат у нас не позволит даже при поддержке государства производить более 300-400 тыс тонн, то есть не более 10% от морского вылова. Поэтому кормить страну будут все же рыбаки-дальневосточники и северяне.

Вот вам четыре мифа чиновников о рыбной отрасли.

- Ну, от того, что мы их развеяли, рыбы в магазинах больше не стало…

- Станет, если начать относиться к рыбаку с уважением. Если не мешать ему работать, принимать законы не с точки зрения, что рыбак – это браконьер, а с точки зрения, что рыбак – это наш производитель, кормилец. Звучит как демагогия, а на деле это - единственный способ обеспечить страну.

БИТВА ЗА РЫНОК

- А цены-то как все-таки снизить?

- Во-первых, убрать ненужные БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ барьеры. То есть, создать равные условия для импортной и отечественной рыбы.

- Ну импортной-то уже нету почти…

- А вот и не скажите. Китай и Вьетнам, например, готовы завалить наш рынок своей искусственно выращенной рыбой. И борьба за освободившееся место норвежского лосося еще не закончена.

- Что еще нужно сделать?

- Упростить правила. Создать условия для того, чтобы продукция рыбного промысла дошла до прилавка, ведь единственный способ снижения цены – это увеличение предложения.

- Так те, кто предлагает запретить рыбу на экспорт, этим и апеллируют, мол, закроем границу, вся рыба в стране останется.

- Лозунгом «запретить и непущать» мы точно страну не накормим. Зато рынок потеряем. Европа съедает 300 тысяч тонн минтая (для примера, Россия - всего 9 тысяч). А вылавливают его только в России и в США. И вот за европейского потребителя идет жесткая борьба. Но если упростить правила, большую часть продукции рыбаки будут внутри страны будут оставлять. Вот вам и снижение цен.

- А как же перевозка? На днях было много шума, мол, в перевозчики задрали тарифы, на Дальнем Востоке рыба стоит мертвым грузом…

- На мой взгляд, проблема слегка преувеличена. Дело вот в чем. Фермерскую рыбу ловить можно, когда потребуется и в том количестве, в котором потребуется. А морская рыба ловится только в путину – один раз в год. Много и сразу. И нет смысла тут же всю ее везти в Центральную Россию. Проще положить в распределительный холодильник и частями отправлять.

- И все-таки - нужно ли субсидировать тарифы на перевозку из бюджета?

- Субсидировать, конечно, надо, но объективности ради: если будут субсидировать перевозку, например, на 3 рубля, или даже 5 рублей за килограмм, то в результате та же селедка в рознице подешевеет на 3 или 5 рублей. И что - вы это заметите? А если мы уберем барьеры, рыба станет дешевле на 10-20%!

Источник: kem.kp.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись