Воскресенье, 19 февраля, 2017 года: USD = , EUR = ,

И рыбку съесть, и рыбаку на шею сесть

17 сентября 2014, 12:21

Капитан и владелец российского судна "Кристал Африка" оштрафованы за то, что привезли российскую рыбу на территорию России. Так наше государство "стимулирует" импортозамещение рыбной продукции на отечественном рынке.

И рыбку съесть, и рыбаку на шею сесть

Законодательство о морской границе давно превратилось в проклятие для российских рыбаков. Оно создает ситуацию правовой неопределенности, в которой рыбным предприятиям порой невозможно работать. Особенно тяжко стало с 2011 года, когда штрафы за нарушения границы выросли в 10 раз. Пограничные власти бросились "рубить капусту". Зашел из экономзоны России в территориальное море России, чтобы укрыться у берега от шторма? Штраф! Вышел из терморя в экономзону, чтобы сбросить сточные воды, как требует закон об охране окружающей среды? Штраф!

А в прошлом году пограничное законодательство фактически отменило существование флота, который занимается транспортировкой рыбы. Перевозчики теперь просто не знают, как пересекать границу, потому что в законе они не предусмотрены. А не пересекать ее нельзя, даже когда следуешь из одного российского порта в другой российский порт, потому как география страны такова.

Сегодня Россия призывает своих рыбаков поменьше везти рыбы на экспорт, а побольше - на внутренний рынок, чтобы заменить иностранную продукцию, попавшую под санкции. Но в то же время наша граница для российской рыбы по-прежнему закрыта.

Об этом уже говорилось в статье "Хек вам из Чили, а не рыбу с Дальнего Востока". Судя по комментариям читателей, которые живут не на Дальнем Востоке, а в центральной России, многие даже не верят, что подобное происходит. "Так ли все страшно, если поставки дальневосточной рыбы на российский рынок не прекращаются?" - спрашивают они.

Да, поставки не прекращаются, ведь у рыбаков других вариантов нет. Взять Камчатку. В прибрежном рыболовстве здесь добывается около 300 тысяч тонн рыбы. Лососевая путина в этом году дала улов в 130 тысяч тонн. Местный рынок потребляет от силы 15 тысяч тонн в год. Остальную рыбу, как ни крути, надо вывозить за пределы региона. Вывозить можно только морем. Не грузить же рыбу в самолеты. А железную дорогу с Камчатки не построишь.

Вот и везут транспортные суда камчатский улов, главным образом, в порт Владивосток, основной транспортный узел Дальнего Востока. И в пути, заметьте, их никто не останавливает. Зато по приходу в порт выясняется, что в отношении капитана и судовладельца уже составлены протоколы по факту "неоднократного незаконного пересечения границы".

О количестве административных дел данной категории можно судить по их нумерации, которая в этом году перевалила уже за 1,5 тысячи.

Можно поздравить пограничное управление по Камчатскому краю. На полуострове, где нет ни метра сухопутной границы, а до ближайшего иностранного берега сотни морских миль, оно, наконец, нашло себе занятие по силам.

Приведу конкретный пример с судном "Кристал Африка", с которого мы начали разговор. Летом 2014-го этот транспортник собирал уловы с наших судов в Беринговом море. Затем зашел на восточное побережье Камчатки, загрузился там рыбной продукцией. После чего взял курс на Владивосток, взяв по дороге партию рыбы с еще одного российского судна.

В итоге, пограничное управление по Камчатскому краю возбудило в отношении капитана и судовладельца по три административных дела. В сентябре они признаны виновными по ст. 18.1 КоАП ("нарушение режима госграницы"). Капитан оштрафован на 90 тысяч рублей. Судовладелец - на 1,2 млн рублей.

Теперь предлагаю в качестве примера рассмотреть один из отрезков пути от Камчатки до Владивостока в районе Курильской гряды. Вот - два острова: Парамушир и Онекотан. Вокруг каждого из них - 12-мильная зона (терморе). Острова разделены проливом шириной более 24 миль. Стало быть, между 12-мильными зонами островов есть узкая полоска экономзоны.

По дороге во Владивосток судно проходит Парамушир и вынуждено зайти в экономзону. По логике пограничников, оно должно заранее пройти полный пограничный контроль в ближайшем пункте пропуска (Северо-Курильск, о. Парамушир), оформить выход в экономзону.

Допустим, капитан выполнил это условие. Но через 35 минут после выхода в экономзону судно зайдет в 12-мильную зону о. Онекотан. Значит, надо сделать разворот, вернуться в Северо-Курильск, оформить "вход". А через 2 часа его ждет очередной выход. Что делать? Каждый раз бегать в пункт пропуска? Нереально.

Меж тем режим охраны госграницы от собственных граждан не смягчается, а становится еще строже. Значит, перевозчикам рыбы надо либо сворачивать работу, либо продолжать ее, как-то компенсируя миллионные штрафы. Компенсировать их можно только одним путем - поднимая цены на фрахт, что само собой отразится на стоимости перевозимой рыбы. Может, здесь и кроется одна из причин подорожания рыбной продукции в России?

Государство, конечно, хорошо устроилось. Оно хочет, чтобы рыбаки отказывались от экспорта и поставляли больше рыбы в родные порты (порой себе в убыток), и чтобы заодно платили штрафы за эти поставки на благо бюджета. Вот только смогут ли они долго терпеть такую нагрузку на своей шее?

Кирилл Маренин

P. S. В этом году пограничное управление по Камчатскому краю как бы разрешило перевозку лосося с полуострова с многократным пересечением границы (но только лосося, а не минтая, терпуга, камбалы и пр.). Соответствующее письмо начальника этого управления С. Щербакова опубликовано на сайте администрации морского порта Петропавловск (правда, без номера и даты).

Однако в конце письма есть фраза, которая ставит под сомнение все, что там написано: "Вышеуказанное отражает правовую позицию управления по поставленному вами вопросу, однако не является официальным письменным разъяснением положений действующего законодательства". Значит, это просто личная точка зрения С. Щербакова? И кто же разъяснит положения действующего законодательства, если не пограничное управление?

Кстати, в административном деле капитана судна "Кристал Африка" про это письмо нет ни слова. Так оно существует или нет?



 

Также в разделе:

Власти Сахалина готовят нормативную базу под развитие аквакультуры в регионе...

На Дальнем Востоке на торги выставят треть участков для развития аквакультуры...

Эксперты одобрили проект Стратегии развития рыбной отрасли до 2030 года...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Обнуляются пошлины на ввоз рыбной продукции плавзаводов из уловов иностранных судов
28 октября 2016, 10:50
Необходимость данной меры связана с особенностями промысла и производства в открытом море Москва, 27 октября 2016 года. – Подкомиссия по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы:
Горячее предложение