Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

И рыбку съесть, и рыбаку на шею сесть

Фильтры

Регион

Новости

И рыбку съесть, и рыбаку на шею сесть

Капитан и владелец российского судна "Кристал Африка" оштрафованы за то, что привезли российскую рыбу на территорию России. Так наше государство "стимулирует" импортозамещение рыбной продукции на отечественном рынке.

Законодательство о морской границе давно превратилось в проклятие для российских рыбаков. Оно создает ситуацию правовой неопределенности, в которой рыбным предприятиям порой невозможно работать. Особенно тяжко стало с 2011 года, когда штрафы за нарушения границы выросли в 10 раз. Пограничные власти бросились "рубить капусту". Зашел из экономзоны России в территориальное море России, чтобы укрыться у берега от шторма? Штраф! Вышел из терморя в экономзону, чтобы сбросить сточные воды, как требует закон об охране окружающей среды? Штраф!

А в прошлом году пограничное законодательство фактически отменило существование флота, который занимается транспортировкой рыбы. Перевозчики теперь просто не знают, как пересекать границу, потому что в законе они не предусмотрены. А не пересекать ее нельзя, даже когда следуешь из одного российского порта в другой российский порт, потому как география страны такова.

Сегодня Россия призывает своих рыбаков поменьше везти рыбы на экспорт, а побольше - на внутренний рынок, чтобы заменить иностранную продукцию, попавшую под санкции. Но в то же время наша граница для российской рыбы по-прежнему закрыта.

Об этом уже говорилось в статье "Хек вам из Чили, а не рыбу с Дальнего Востока". Судя по комментариям читателей, которые живут не на Дальнем Востоке, а в центральной России, многие даже не верят, что подобное происходит. "Так ли все страшно, если поставки дальневосточной рыбы на российский рынок не прекращаются?" - спрашивают они.

Да, поставки не прекращаются, ведь у рыбаков других вариантов нет. Взять Камчатку. В прибрежном рыболовстве здесь добывается около 300 тысяч тонн рыбы. Лососевая путина в этом году дала улов в 130 тысяч тонн. Местный рынок потребляет от силы 15 тысяч тонн в год. Остальную рыбу, как ни крути, надо вывозить за пределы региона. Вывозить можно только морем. Не грузить же рыбу в самолеты. А железную дорогу с Камчатки не построишь.

Вот и везут транспортные суда камчатский улов, главным образом, в порт Владивосток, основной транспортный узел Дальнего Востока. И в пути, заметьте, их никто не останавливает. Зато по приходу в порт выясняется, что в отношении капитана и судовладельца уже составлены протоколы по факту "неоднократного незаконного пересечения границы".

О количестве административных дел данной категории можно судить по их нумерации, которая в этом году перевалила уже за 1,5 тысячи.

Можно поздравить пограничное управление по Камчатскому краю. На полуострове, где нет ни метра сухопутной границы, а до ближайшего иностранного берега сотни морских миль, оно, наконец, нашло себе занятие по силам.

Приведу конкретный пример с судном "Кристал Африка", с которого мы начали разговор. Летом 2014-го этот транспортник собирал уловы с наших судов в Беринговом море. Затем зашел на восточное побережье Камчатки, загрузился там рыбной продукцией. После чего взял курс на Владивосток, взяв по дороге партию рыбы с еще одного российского судна.

В итоге, пограничное управление по Камчатскому краю возбудило в отношении капитана и судовладельца по три административных дела. В сентябре они признаны виновными по ст. 18.1 КоАП ("нарушение режима госграницы"). Капитан оштрафован на 90 тысяч рублей. Судовладелец - на 1,2 млн рублей.

Теперь предлагаю в качестве примера рассмотреть один из отрезков пути от Камчатки до Владивостока в районе Курильской гряды. Вот - два острова: Парамушир и Онекотан. Вокруг каждого из них - 12-мильная зона (терморе). Острова разделены проливом шириной более 24 миль. Стало быть, между 12-мильными зонами островов есть узкая полоска экономзоны.

По дороге во Владивосток судно проходит Парамушир и вынуждено зайти в экономзону. По логике пограничников, оно должно заранее пройти полный пограничный контроль в ближайшем пункте пропуска (Северо-Курильск, о. Парамушир), оформить выход в экономзону.

Допустим, капитан выполнил это условие. Но через 35 минут после выхода в экономзону судно зайдет в 12-мильную зону о. Онекотан. Значит, надо сделать разворот, вернуться в Северо-Курильск, оформить "вход". А через 2 часа его ждет очередной выход. Что делать? Каждый раз бегать в пункт пропуска? Нереально.

Меж тем режим охраны госграницы от собственных граждан не смягчается, а становится еще строже. Значит, перевозчикам рыбы надо либо сворачивать работу, либо продолжать ее, как-то компенсируя миллионные штрафы. Компенсировать их можно только одним путем - поднимая цены на фрахт, что само собой отразится на стоимости перевозимой рыбы. Может, здесь и кроется одна из причин подорожания рыбной продукции в России?

Государство, конечно, хорошо устроилось. Оно хочет, чтобы рыбаки отказывались от экспорта и поставляли больше рыбы в родные порты (порой себе в убыток), и чтобы заодно платили штрафы за эти поставки на благо бюджета. Вот только смогут ли они долго терпеть такую нагрузку на своей шее?

Кирилл Маренин

P. S. В этом году пограничное управление по Камчатскому краю как бы разрешило перевозку лосося с полуострова с многократным пересечением границы (но только лосося, а не минтая, терпуга, камбалы и пр.). Соответствующее письмо начальника этого управления С. Щербакова опубликовано на сайте администрации морского порта Петропавловск (правда, без номера и даты).

Однако в конце письма есть фраза, которая ставит под сомнение все, что там написано: "Вышеуказанное отражает правовую позицию управления по поставленному вами вопросу, однако не является официальным письменным разъяснением положений действующего законодательства". Значит, это просто личная точка зрения С. Щербакова? И кто же разъяснит положения действующего законодательства, если не пограничное управление?

Кстати, в административном деле капитана судна "Кристал Африка" про это письмо нет ни слова. Так оно существует или нет?



 

Источник: Газета "Камчатский край"

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись