Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

80 лет назад в Беларуси был сделан государственный крен в сторону рыбного питания

Фильтры

Регион

Новости

80 лет назад в Беларуси был сделан государственный крен в сторону рыбного питания

23 июля 1934 года состоялось заседание Бюро ЦК КП(б)Б, которое заслушало вопрос "Об открытии специализированных магазинов по свободной торговле рыботоварами". В ту пору еще не затевались гастрономические дискуссии о достоинствах и недостатках классического сала и эстетских фрутти-ди-маре…

Просто очень кушать хотелось трудящимся в начале второй пятилетки. Поэтому было принято постановление о создании в крупных городах БССР сети образцовых предприятий торговли, где бы любой гражданин мог без карточек и талонов купить филе трески.
 

Советский литератор Александр Авдеенко в мемуарной повести "Отлучение" описал устроенную чекистами в августе 1933 года историческую поездку 120 выдающихся писателей на Беломорканал. В течение продолжавшейся неделю экскурсии по одной из строек ГУЛАГа писатели, назначенные Сталиным "инженерами человеческих душ", окормлялись духовно и физически. Участие в этом процессе белорусских представителей Авдеенко вспоминал так:

"Пароход преодолел последние километры канала и вошел в мутно-серые, с фиолетовыми нефтяными пятнами воды Белого моря. Большой поселок Сорока жмется к берегу. Темные от старости бревенчатые дома. Резные наличники. С моря, с той далекой его стороны, где Соловецкие острова, дует сырой, с тяжелым рыбным душком ветер.

Осматриваем порт и перевалочную базу железной дороги.

Янке Купале и Якубу Коласу приглянулись маленькие, с деревянными обручами бочонки-пузанки со свежезасоленной, отборной селедкой. Они неосторожно, в шутку, спросили Фирина, нельзя ли прихватить с собой в Белоруссию эти симпатичные кадушечки как память о Белом море. Фирин ответил серьезно:

— Можно! — и тут же распорядился отправить на пароход "Анохин" подарок".

Писатели всегда жили судьбой своего народа, и в этих бочонках с беломорской сельдью уместился важный этап истории потребления рыбы в Беларуси. Напомню, что эпизод с Купалой и Коласом имел место в августе 1933 года. В столице БССР с рыбой было в ту пору особенно туго. К 1930 году в городе, где насчитывалось четверть миллиона населения, окончательно ликвидировали частную торговлю, и рыбу (вместе с мясом) могли предложить лишь два ларька рабочей кооперации. Вот фрагмент перечня предприятий торговли из справочника "Спадарожнiк па Менску" издания 1930 года:
 

В 1931 году на Рыбном базаре в районе современной станции метро "Немига" сносят торговые ряды, а на их месте разбивают сквер.

Исторический Рыбный (Нижний) базар в старом Минске.

Поэтому ради рыбного разнообразия минчанам приходилось ехать в Москву, Астрахань, Северодвинск, Одессу.
 

Впрочем, люди старшего возраста помнили, как было при проклятом царизме. Имущие классы имели традиционные вкусовые привязанности: из Астрахани для них везли малосольную селедочку, а также икру осетровых, севрюгу, стерлядь. Ценилась знаменитая северная семга. В Минске с 1892 года на улице Захарьевской, 79 (приблизительно там, где ныне на проспекте Независимости находится дом с закусочной "МакДональдс") торговал знаменитый рыбный магазин И. М. Левитана. В продаже был большой выбор консервов, свежей, копченой и соленой рыбы, предлагались двинские сельди, лососина, осетровые, угри, икра, балык.
 

Ну а как же внутренние рыбные ресурсы Беларуси? Здесь я вспоминаю своего старого университетского товарища Славу Вергейчика. Имел он причуду. Заполняя советские анкеты, в графе "социальное происхождение" писал о себе так: сын рыбака. На замечание, что подобное не принято, что надо указывать "служащий", "рабочий" или "из крестьян", Слава отвечал страстным монологом: его отец, дед и прадед никогда никому не служили и по найму не работали. Также и к крестьянству его предки отношения не имели, ибо землю не ковыряли, коровам хвосты не крутили, а трудились в рыболовецких артелях белорусского Поозерья.

Но несмотря на гордое убеждение Славы в существовании особой социальной прослойки "рыбаки", надо признать, что в белорусском народном быту (даже в Поозерье, даже в прибрежных деревнях бассейна Припяти) рыба не была главной составляющей пищевого рациона. Народ питался злаками и корнеплодами с добавлением молочных продуктов и свиной шкварки, а более или менее удачные рыбные уловы воспринимал как приварок.

После коллективизации, после голодомора начала тридцатых годов советские вожди убедились, что никогда не удастся достигнуть поголовья крупного рогатого скота и свиней, как в 1913 году. Велись поэтому научные эксперименты с производством пищевого белка и углеводов путем, например, ферментизации древесных опилок и соломы. Одно за другим следовали постановления о создании при заводах и фабриках приусадебных хозяйств. Минские обувщики откармливали свиней, а рабочие-металлисты завода цепей Галля разводили кроликов и рыли траншеи для выращивания шампиньонов. Такова была продовольственная политика Коммунистической партии — импульсивные метания в попытках накормить рабочий класс.

Наконец летом 1932 года союзный нарком снабжения Анастас Микоян — многолетний главный кормитель, поитель и одеватель советских граждан — побывал в рыбной Дании и привез в целом здравую идею обратиться к Мировому океану как к источнику белка. Нам нет преград ни в море, ни на суше: Советский Союз закупает морозильные траулеры, новейшую холодильную и рыбоперерабатывающую технику.

Парадной витриной рыбопотребления в СССР стал лосось.
 

А в реальности города эшелонами заглатывали "солому" - так на жаргоне чиновников Главрыбы именовались дешевые минтай и хек. Отношение к рыбе в среде рядовых граждан стало в общем пренебрежительным. Из подборки "Советские плакаты по технике безопасности времен первых пятилеток" я выбрал два по нашей теме:
 


 

Мой знакомый минчанин Константин Иосифович Гержидович до войны работал бухгалтером столовой фабрики имени Кагановича - будущего обувного объединения "Луч". Он вспоминал, что именно с 1934 года каждодневно начали готовить блюда из трески, камбалы, мойвы, хека. Поступала рыба обычно засоленная, в бочках, поэтому ее приходилось вымачивать. Рабочие плевались, видя в меню тефтели из мойвы. А что было делать?..

В общем, как получили 80 лет назад белорусы удар рыбной зюзьгой, так до сих пор потирают лоб. Ну-ка, попробуйте предложить комбайнеру на обед в поле не говядину и свинину, а креветки и суши!

Конечно, в идеале должно быть так: население развитой континентальной страны пресыщается жирным мясом и самостоятельно отдает предпочтение белковой пище с минимальным содержанием холестерина - рыбе. И в целом хорошее событие произошло 80 лет назад, когда в Беларуси положили начало рыбной торговле в той цивилизованно-промышленной форме, которая существует поныне. Существует и действует с графиком движения вагонов-рефрижераторов, с главными складами-холодильниками и холодильными камерами внутри магазинов, с прилавками из металла и камня, с ассортиментом из преимущественно морских продуктов и с тридцатикилограммовыми стандартными блоками мороженой рыбы.

Также порадуемся, что с 1934 года благодаря заботе партии и правительства Купала и Колас не ездили на отработки на Беломорканал, а покупали деликатесы непосредственно в Минске - в культурном рыбном магазине.

Источник: news.tut.by

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись